Автор: Эвальд Франк
Вторая редакция
Содержание: Суббота Воскресенье Начертание зверя
Суббота
Во все времена, когда Бог действовал Духом Своим особым образом на земле, в сердцах Его детей возникало желание жить по слову Божьему и делать всё, что Он заповедал. Это сильное желание в людях пробуждает Дух Божий через убедительное благовестие слова. Почти всегда возникали те же самые библейские вопросы, мнения о которых, конечно же, расходились.
В нашем рассмотрении речь пойдёт о том, чтобы изложить библейскую точку зрения о субботе, а не взгляд и учение какого-нибудь определенного вероисповедания. Поэтому мы придерживаемся исключительно того, что написано в полном свидетельстве Библии. Во—первых, мы должны обратить внимание на следующее: когда, для кого и с какой целью дано было Богом какое-либо учение или постановление. Также весьма необходимо взять по возможности на рассмотрение все места, которые относятся к одной теме.
По окончанию дела творения Бог почил в седьмой день: «И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3).
Несмотря на то что седьмой день был особо выделен, всё же прошёл период времени около двух тысяч пятьсот лет от Адама (через Еноха, Ноя, Авраама) до законодательства, в который суббота вообще не была упомянута.
И только лишь при законодательстве Господь Бог объявил субботу заповедью: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).
В Исходе 3:12-17 на народ Израиля трижды возложена обязанность соблюдения субботы: «…субботы Мои соблюдайте; ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас… И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя в роды свои, как завет вечный. Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки…» Как мы видим, Господь дал особые обязательства в отношении субботы Израилю как Своему народу завета.
Итак, Господь Бог определил народу Израиля седьмой день как освящаемый день недели. Он также определил и седьмой год как «год покоя» – год покоя для Израиля: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения её; А в седьмый оставляй её в покое, чтобы питались убогие из твоего народа…» (Исх. 23:10-11). Бог также определил Своему народу завета, Израилю, пятидесятый год как «год юбилейный». Семь раз по семь лет должны были пройти, а затем следовал юбилейный год. Трубы должны были вострубить в день очищения («в день примирения« – Библия в пер. Г. Менге): «И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семь лет, чтобы было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И воструби трубою в седьмый месяц, в десятый день месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям её; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение своё, и каждый возвратись в своё племя» (Лев. 25:8-11). Седьмой день, седьмой год, а затем и юбилейный год имели особое значение для Израиля.
Как мы видим, Бог в особом порядке обязал Свой ветхозаветный народ к соблюдению субботы. Господь Иисус использовал любую возможность, чтобы говорить в субботу к тем, которые собирались для служения. Он Сам лично соблюдал и святил субботу, но также спасал и исцелял в субботу, потому что «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Лук. 6:5) и «суббота для человека, а не человек для субботы» (Марк. 2:27-28). Поэтому позволительно было вытащить в субботу упавших в колодец вола или овцу (Лук. 14:5). Апостолы также использовали всякую возможность в в субботу, чтобы возвещать Слово (Деян. 17:2, 18:4).
«Шаббат» означает покой, как и «шалом» – мир. Бог почил после завершённого дела творения и вводит Своих после совершённого искупления в Свой покой, а именно: в мир с Богом через Иисуса Христа, Господа нашего. К сожалению, народ Израиля, которому, собственно говоря, предназначены были закон и обетования (Рим. 9:4), не распознал духовного значения, которое было тенью седьмого дня. Так говорит Господь: « …это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой» (Пс. 94:10-11).
Всему народу Израиля, который почитал субботу великой и святой, должен был быть высказан упрек: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; потому Он обратился в неприятеля их» (Ис. 63:10). К меньшинству же, которое не пребывало в неверии и непослушании, относится следующее: «Как стадо сходит в долину, Дух Господень вёл их к покою» (ст. 14).
В Послания к евреям этой теме об истинном субботнем покое посвящено достаточно места в 3-й и 4-й главах, и именно со ссылкой на Псалом 94 в сравнении с ветхозаветным народом. Мы цитируем со взором на Новый Завет: «Посему, как говорит Дух Святой, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших… Непрестанно заблуждаются сердцем…» (Евр. 3:7,10). Из-за их неверия и непослушания они не смогли войти в покой Божий, хотя и соблюдали субботу. Поэтому в 4-й главе написано: «…когда ещё остаётся обетование войти в покой Его… А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал… Итак, как некоторым остаётся войти в него… то ещё определяет некоторый день [«день спасения« (Ис. 49:8, 2 Кор. 6:2)], «ныне«, говоря через Давида после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточайте сердец ваших». Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия ещё остается субботство» (Евр. 4:1-10). Здесь ничего не написано о покое в субботу, но о субботнем покое, и это есть покой в Боге. Именно как Бог покоился от Своего дела творения, так все дети Божьи покоятся в Нём после совершённого дела спасения.
В Послании к евреям 8:7 мы читаем: «Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать место другому». А также написано: «Закон имеет тень будущих благ, а не самый образ вещей… никогда не может сделать совершенными приходящих…» (Евр. 10:1). Иисус, наш Искупитель, был ответом; через Него Одного мы достигнем цели.
Он призывает всех: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Спаситель говорит дальше: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем; и найдёте покой душам вашим» (Матф. 11:28-29).
В начале новозаветней церкви братья, которые стали верующими, хотели и во время благодати также продолжать жить согласно предписаниям закона. Это привело к вопросу: что же для соблюдения нужно возложить на верующих из народов? Об этом мы читаем в Деян. 15:19-20: «…я полагаю не затруднять обращенных к Богу из язычников, а написать им, чтоб они воздержались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови».
Из 28-го стиха ясно видно, что при этом решении речь шла не о мнении апостолов или пресвитеров, но как написано: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого…»
Павел пишет в Послании к римлянам 14:5: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума!» Если бы для верующих из народов это было нужно, то апостолы установили бы какой-нибудь определённый день. Но Павел представляет в этом каждому свободу и продолжает: «Кто различает дни, для Господа различает» (Рим. 14:6). И кто различает для Господа, тот оставляет всех остальных в покое!
Совершенно очевидно, что в учении апостолов (Деян. 2:42) не было ничего сказано о соблюдении какого-нибудь дня. Письма Павла читались в то время верующими из иудеев и язычников, но он, несмотря на это, не настаивал соблюдать субботу. Для иудеев, так или иначе, соблюдение субботы было само собой разумеющимся. Также для них остались неизменёнными праздники с новозаветным значением. Поэтому Павел спешил быть в Иерусалиме ко дню Пятидесятницы (Деян. 20:16).
Итак, в Новом Завете речь не идёт больше об одном дне недели, а о непреходящем мире с Богом и о вечном покое в Боге. Мы близки и посвящены Богу не в одном только дне, но навсегда. Он приобрёл в нас жилище и совершил дело благодати. Итак, мы успокоились от своих собственных дел и покоимся всегда в живом Боге. Поэтому это «покой субботний», а не покой в субботу. В первом завете человеку нужен был телесный покой в одном дне, – в новом же завете он каждый день имеет духовный покой для души. Со времени введения субботы в покой мог войти уже каждый. Но речь, однако же, здесь идёт о действительном покое и мире в Боге через Иисуса Христа, Господа нашего.
После основания новозаветней церкви нет ни одного указания на то, чтобы апостолы заповедали соблюдать субботу по старому образу. Напротив, Павел пишет, движимый Духом, следующие предупредительные слова: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16-18). Это место Писания очень поучительно, особенно понятие «да не осуждает». Разве те, которые делают спасение зависимым от соблюдения субботы, не осуждают других? Они ещё и отнимают у них полное спасение во Христе и относят их к антихристу. Но на верующих из народов, согласно Священному Писанию, не позволено возлагать ни обрезания (Гал. 6:15-16), ни соблюдения субботы.
Общеизвестно то, что в субботу Господь Иисус учил и благоветствовал Царство Божье в синагоге и в храме. Также и апостолы, особенно Павел, пользовались возможностью, чтобы проповедовать слово Божье людям в день собрания. В Ефесе Павел два года подряд проповедовал сначала в синагогах, затем также в одном общественном зале для слушателей (Деян. 19:8-9). Евангелие можно возвещать в субботу, в воскресение и в любой другой день недели.
Когда для новозаветной церкви закончится период благодати, тогда начнётся новая эпоха в связи с Израилем: на земле войдут в силу определённые для того периода Божьи предписания в связи с царствованием. Так написано в Ис. 66:23: «Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Моё на поклонение, говорит Господь». А также: «3атем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу [«Царю, Господу воинства небесного« – по Библии пер. Г. Менге] и для празднования праздника кущей» (Зах. 14:16).
Исполнится также и то, что Господь Бог утвердил для эпохи Тысячелетнего царства, как написано: «Ибо истинно говорю вам, доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона пока не исполнится всё» (Матф. 5:18).
Воскресенье
В Новом Завете нет ни одной настоятельной заповеди, чтобы праздновать воскресение, или чтобы заменить им субботу. В Библии также мы находим только название седьмого дня недели, а именно субботу. Какой-нибудь другой день не имеет названия. Просто говорится так: «В первый же день недели после субботы», или «В первый же день недели» и т. д. (Иоан. 20:1). Называние дней недели различными названиями имеет языческое происхождение, также и «день солнца» (воскресенье) [В немецком языке первый день недели имеет языческое название Sonntag, что значит «день солнца»; в русском же языке название «воскресенье» передаёт правильный смысл этого дня, ибо в этот день наш Господь воскрес из мёртвых — Прим. пер.]. Но для нас речь идёт только о божественном значении последнего и первого дня недели согласно священного Писания — всё остальное мы предоставим Тому, Который будет судить праведно.
Евангелия единогласно свидетельствуют о воскресении Господа Иисуса в первый день недели, или в день после субботы: «Воскресший рано в первый день недели…» (Марк. 16:9). Первый день недели приобрёл через воскресение Господа своё, уже в Ветхом Завете, образное значение. В тот же день Воскресший открылся Своим: «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Еммаус» (Лук. 24:13). Он провел с ними библейскую беседу, включающую в себя весь Ветхий Завет — закон Моисея, псалмы и пророков — и открыл им ум для уразумения Писания. В первый день недели произошло воскресение, путешествие с двумя учениками в Еммаус, вхождение в дом, хлебопреломление, при котором они узнали Его (Лук. 24:13-35), а вечером Воскресший посетил Своих учеников: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Иоан. 20:19).
Написано также: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними» (Иоан. 20:26). Почему же точно одной неделей позже? Почему уже не через три или пять дней? Какое преимущество быть поучаемыми не человеками, а словом Божьим! Не только ученики в Иерусалиме так были водимы Богом, чтобы собираться в первый день недели, но также и Павел, ибо написано: «В первый же день недели, когда ученики собирались для преломления хлеба...» (Деян. 20:7). Как же прекрасно рассматривать Священное Писание под руководством Святого Духа! Павел преломлял хлеб «…со святыми после субботы…» (по Библии пер. Г. Менге); в этом он следовал примеру Господа, Который первый раз в Еммаусе преломил хлеб в первый день недели, после воскресения. И мы празднуем это на богослужении, будь то в субботу или в воскресенье, доколе Он придёт (1 Кор. 20:19).
Если же Павел, водимый Духом, подчеркнул то, что они собирались в первый день после субботы, то это имеет особое значение. Он мог бы написать: «Мы собрались для преломления хлеба», без того чтобы упомянуть первый день недели. И в этом также оправдана мудрость Божья в детях Его. Итак, если мы собираемся в первый день после субботы для рассмотрения слова, для общения, для молитвы и для хлебопреломления, тогда это, конечно же, соответствует тому, как делал Господь и апостолы на практике и, таким образом, воле Божьей. Впрочем, в первых христианах так сильно горел духовный огонь, и Дух так оживлял их, что они все дни недели сделали днями собраний: «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:42).
То, что Павел особо выделял первый день недели, мы видим и в том, что сборы для святых он установил на этот день: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя…» (1 Кор. 16:2). Мы не можем по-другому, как только верить так, как говорит Писание, а именно что всякое дело должно утверждаться на двух или трёх свидетелях. Верный Господь и в этом деле позаботился о Своём народе. Уже в Ветхом Завете Он дал указание на этот день. В Левит 23:7 написано: «В первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте». В 10-11 стихах говорится: «…принесите первый сноп жатвы вашей к священнику… в день после субботы вознесёт его священнник» (по Библии пер. Г. Менге). Итак, первый сноп был вознесён священником в день после субботы. Какое великое указание заложено здесь для новозаветней жатвы душ первенцев!
Священник должен был связать сноп пред Господом в первый день недели. Легко понять что понимается под словом «вязать». Одиночные стебли с колосьями были связаны вместе, и таким образом всегда получалось одно целое – целый сноп (Псал. 126:5-6). Иисус Христос есть «Первенец», а новозаветная Церковь – это Церковь первенцев, то есть Тело Его. Все члены связаны с Главой и между собой. Он был пшеничным зерном (Иоан. 12:24), которое пало в землю, а те, которые Его – это спелая пшеница, которая будет собрана в небесную житницу (Матф. 3:12).
В Ветхом Завете это был священник, который вязал естественный, природный сноп. В Новом Завете это Иисус Христос, Первосвященник исповедания нашего, Который вяжет как первый сноп искупленную от земли Церковь первенцев, ибо мы Им живём, и движемся, и существуем (Деян. 17:28).
Значение первого дня ясно сияет для всех, которые только хотят это видеть: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясения, семь полных недель, до перового дня после седьмой недели…» (Лев. 23:15-16). В этих словах нам описан точный отсчёт для исполнения первого плода Духом Святым. Должны были пройти семь раз по семь, то есть сорок девять дней; следующий за ними был «Пятидесятницей», то есть пятидесятый день. Точно в пятидесятый день, после того как Христос победоносно воскрес как Первенец из мёртвых, последовало излияние Святого Духа. Это произошло в тот день, который следовал после седьмой субботы. Таким образом, уже в Ветхом Завете воскресение Христа и излияние Святого Духа были возложены Самим Богом на первый день недели.
Не только воскресение, но и излияние Святого Духа произошло, согласно Писанию, также в день после субботы. Кто ещё хочет что-то сказать против таких ясных и правдивых изречений Писания? Если кто не верит каждому слову так, как оно написано, а пытается подстроить Писание к собственным взглядам, тот не понял Божьего языка. Всякий, кто идёт против полного свидетельства Писания, верит не тому, что говорит Слово, а собственному толкованию.
Начертание зверя
В некоторых конфессиях верующих существует учение, в котором утверждается, что все, которые совершают богослужение в воскресенье, а не по закону, в субботу, принадлежат к антихристу. Ссылаясь на Откр. 14:6-13 утверждается, что кто совершает богослужение в воскресенье, тот имеет начертание зверя и будет мучим во веки веков. Это произвольное толкование ужасно не только потому, что оно ложное – там ничего не написано о воскресном дне, – но потому, что оно отвлекает от того, о чём здесь в действительности идёт речь. Если речь идёт о чём-то таком решающем как начертание зверя, то есть о прямом распознавательном знаке антихриста, то нужно же включить все места, которые говорят об этом, и привести их к абсолютно библейскому знаменателю. Всякое самовольное толкование библейского места Писания – это дело врага. Необходимо иметь откровение истинного значения, которое следует только из всех, относящихся к этому, мест Писания.
Откровение 13:11-18 даёт нам разъяснение о событиях последнего времени, а также и о том, что при начертании зверя речь идёт о «числе человека», а не о числе какого-нибудь дня. Число «супер-человека» было нам даже сочтено: 666. Со времени реформации оно было распознано как VIСАRIUS FILII DEI и нацеленно применено к папству.
Нет ни одного единственного места в Библии, которое говорит, что если кто-нибудь в воскресенье проповедует или принимает участие в богослужении, то он носит начертание зверя. И нет ни одного единственного места, которое хотя бы намёком говорило, что всякий, соблюдающий субботу, имеет печать Божью, как это утверждается некоторыми. Это учения человеческие и на самом деле совершенно не библейские. Согласно Писанию печать Божья полагается на истинно верующих Духом Святым (2 Кор. 1:21-22; Ефес. 1:13, 4:30).
Так называемым основанием для аргументов служит слово из Дан. 7:25. Естественно, оно вырвано из взаимосвязи, ибо относится к твёрдо установленному последнему времени, в котором народ Израиля после расторжения договора (Дан 9:7) будет предан антихристу на три с половиной года. «Против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руки его до времени и времён и полувремени». Даниил видел не то, что относится к Церкви, а то, что совершится с Израилем (Дан. 10:14).
Каждый библейский текст нужно читать до конца и оставлять его в той взаимосвязи, к которой он в действительности относится. Кто читает, к примеру, Дан. 7:23-27, тот ясно увидит, что речь идёт о последнем периоде времени скорби в три с половиной года, после чего настанет царственное владычество: «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дана будет народу святых Всевышнего…» (ст. 27). Со ссылкой на отрезок времени для Израиля, в котором речь также идёт о начертании зверя, сказано: «3десь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:12-13).
Утверждение, что воскресенье введено было католической церковью, неверно. Уже в начальном христианстве первый день недели был днём собраний нашего воскресшего Господа и апостолов, а также и верующих. Название, например, «день солнца» (на немецком языке), конечно же, языческого происхождения, и потому это наименование первого дня недели небиблейское, но не сам день. Правда в том, что ненависть государственной церкви к иудеям, возникшая в третьем столетии, была такой сильной, что иудеи, в конце концов, были прокляты как христоубийцы и отвержены вместе с субботой. Прежде чем государственная церковь стала существовать как организация, император Константин в 321 году издал декрет, в котором запретил иудеям соблюдать субботу и назначил им днём поклонения воскресенье. Для всех граждан Римской империи было введено воскресенье как обязательный день поклонения. Так у ветхозаветного народа Божьего была отнята суббота, предписанная им Самим Богом, посредством чего они были подвержены угрызению совести, преследованию, изгнанию и даже смерти. Это предписание относится к церковникам и достойно абсолютного отвержения. С другой стороны, никто не имеет права ради субботы подвергать угрызению совести новозаветную Церковь из народов. Мы же не были обязуемы ни к субботе, а также ни к воскресенью, но были помилованы и живём в свободе детей Божьих.
Также те, кто называют «воскресенье» днём Господним, духовно слепы. Во всём Ветхом и Новом Заветах «день Господень» многократно описан (Иоил. 3:4; Деян. 2:20 и др.). Там сказано, что солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит «день Господень». «День Господень придёт как тать ночью» (1 Фес. 5:1-3 и др.). На него ссылается Откр. 1:10, но не на воскресенье [в рус. пер. синод. Библии это место переведено ошибочно как «день воскресньй» вместо «день Господень». – Прим. от пер.]. Иоанн видел на острове Патмос не то, что произойдёт в воскресенье, а то, что произойдёт в «день Господень», как это описано в последующих главах.
Достойно особого внимания то, что Бог хотел сделать из народов не иудеев-христиан, а детей Божьих, которые будут водимы Духом Божьим. Естественно, также никто не должен пытаться сделать из иудеев христиан-язычников. В действительности не существует ни «иудеев-христиан», ни «язычников-христиан»; есть только библейские верующие из иудеев и язычников, которые рождены свыше и стали детьми Божьими. Всё должно быть оставлено в Божественном порядке.
Те, которые празднуют субботу как введенный Богом седьмой день, хотя и делают это серьезно и искренно, но этим имеют только букву закона, а не откровение о входе в покой, который, по милости, был дарован народу Божьему.
Остаётся только надеяться, что все поймут то, что здесь вкратце изложено. Также не каждый должен стараться учить (Иак. 3:1). Бог поставил в Своей Церкви апостолов, пророков и учителей (1 Кор. 12:28; Ефес. 4:11), которые сегодня учат точно тому же, чему учили в начальном христианстве. Всякая библейская тема достаточно хорошо освещена в Писании. Павел мог сказать о себе, что он был поставлен учителем (1 Тим. 2:7; 2 Тим. 1:11). Мы также знаем, что все истинные рабы Божьи возвещают согласно Писанию учение апостолов так, как оно было предписано новозаветной Церкви. Каждый должен держаться того, что нам ясно и правдиво оставлено в Священном Писании, и забыть всякое толкование. Благо тому благовестнику, который правильно распределяет слово истины и благо тем, которые правильно верят!
Было время до законодательства, когда не было субботы. Было время Израиля с субботой. Теперь мы находимся в периоде времени Церкви, затем следует царствование в Тысячелетнем царстве. Господь Бог да дарует милость, чтобы учил только тот, кто сам был научен Богом и чтобы говорил только тот, к кому говорил Господь через Своё слово, которое одно дарует ясность. Пусть все слушают только то, что Дух Божий говорит через слово Божье.
Если Библия так ясно говорит на какую-нибудь тему, то ведь буквы недостаточно — всё всегда должно открываться Духом. Нет никакого смысла тратить время на аргументы и дискуссии. Кто не принимает наставление через Слово, тот остаётся неисправимым. Мы можем только сказать: «Израиль как Божий народ Ветхого Завета, делай то, что сказал тебе Бог. Божий народ Нового Завета да делает то, что ему оставлено было в Слове со дня основания новозаветной Церкви». Да будет благословен народ Израиля, и да будет благословенна Церковь Божья из народов во имя Господа Иисуса Христа! Аминь.
* * * *
ПРОДАЖЕ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Печатать, копировать и публиковать
отрывками и выборочно не разрешено
Издатель: миссионер Эвальд Франк
Freie Volksmission е. V. (Свободная народная миссия)
Почтовый адрес миссии: Postfach 100707 D-47707 Krefeld GERMANY
E-mail миссии: E.Frank@freie-volksmission.de
Сайт миссии: www.freie-volksmission.de
Сайт «Вечное Евангелие» на русском: www.v-evangelie.info
оставьте ответ