ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬУзнай больше о Боге

Христианство вчера и сегодня

Церковно — исторический обзор

Автор: Эвальд Франк

Вторая редакция

Содержание :

Предисловие
Какая религия правильная?
Последняя воля
Небиблейские притязания
Недоразумение
Ключи
Апостольские полномочия
Прощение грехов
Новое начало

Христианство вчера и сегодня

Церковно — исторический обзор

Предисловие

Замыслом этой брошюры стало желание побудить читателя к серьезному размышлению. Нам хотелось бы, чтобы каждый внимательно и критически рассмотрел предлагаемую тематику. Своим молчанием многие уже приняли на себя большую вину; но и каждый, кто выделяется из общей тенденции своими речами и сочинениями, неприятно бросается в глаза окружающим. Однако угодить всем — это дело, которое не удавалось никому.

Современное поколение непричастно к тому, что исторические вещи и оценки в прошлом неоднократно были сделаны неверно. Поэтому пусть ни у кого не возникнет огорчение, будто он лично подвергается нападкам. Если здесь указывается на ошибочное развитие церковно-исторических процессов, то делается это не из пристрастия к критике, но ради любви к истине. Во время чтения пусть бы каждый ощутил наше доброжелательное намерение и протянутую навстречу дружественную руку.

Мы верим, что все духовенство убеждено и расположено учить и действовать правильно. Все стремятся исполнять волю Бога. Но никто не представил перед их глазами, что произошло всеобщее уклонение от подлинного благовествования и первоначальной практики. Сегодня остаются лишь только предания и традиции, которые не имеют совершенно никакого библейского основания.

Духовная ориентация утрачена, и массы направлены в ошибочную сторону. Если же говорить о ревности и самоотверженности, то они встречаются во всех религиях, но человеческих усилий недостаточно для того, чтобы приобресть милосердие Бога.

В этом кратком введении некоторые темы только лишь упомянуты или рассмотрены в телеграфном стиле. В дальнейших публикациях мы более детально рассмотрим основополагающие учения и темы. Нам предстоит также осветить актуальное историческое развитие в свете библейских пророчеств.

Крефельд, весна 1985 г.

Какая религия правильная?

Давайте займемся важнейшей из всех возможных тем. В сущности говоря, она должна интересовать каждого человека. Равнодушие к ней может стать роковым несчастьем. Каждый знает, что существуют различные религии. Но следует спросить: есть ли среди них истинная? Все они заявляют претензию быть истинными. Однако, естественно, скептическое недоверие в отношении к религиям распространяется все шире. Люди отвращаются от различных вероисповеданий и не желают иметь ничего общего также и с Богом. Ведь зачастую Бога и религию рассматривают как составляющие одно целое. Тем не менее, есть люди, которые в тишине размышляют над тем, что есть ведь живой Бог, который заботится о нас. Но как можно разобраться во всех религиозных разветвлениях? Кто может дать конкретный ответ на вопросы, которые до сих пор остаются открытыми? Или, действительно, все — обман? Правы ли индуисты? Правы ли мусульмане? Или буддисты? Воскрес ли из мертвых кто-либо из основателей религий? Доныне человечество слышало о Воскресении только Одного. Все прочие были погребены вместе с их учениями.

Истина может произойти от Истинного. Основал ли Он когда-либо религию? Если да, то когда, где и которую? Если нет, то никто не имеет права ссылаться на Него. Каждый человек не только может заблуждаться, но и заблуждается в действительности. Поэтому на основателей религии и на князей церкви мы можем так же мало полагаться, как и на самих себя. Только в христианстве, помимо других известных мировых религий, имеется несколько сотен различных церковных объединений. Каждое из них имеет особое учение и приводит своих членов к блаженству на свой собственный способ и лад. Естественно, ни одному религиозному учреждению не может быть приписано, будто оно умышленно вводит людей в заблуждение; однако существование стольких духовных течений заставляет нас серьезно задуматься.

Каждый человек, желающий достигнуть цели, должен отправиться в путь. Но как мы найдем путь, который надежно приведет нас к цели? Какова истина, на которую мы могли бы вполне положиться? Ведь должна быть дана возможность во всей человеческой неразберихе обнаружить Божественный след. Кто в это просвещенное время может слепо довериться вере? Недостаточно что-либо представить как божественное; оно нуждается в удостоверении свыше! Каждый бы должен воспользоваться своим правом самостоятельно ориентироваться в духовной области. Ведь здесь речь идет о большем, чем об этой кратковременной земной жизни.

Мы призваны к общению с Небесным Отцом. Есть не только временная, но также и вечная жизнь. Как достоверно то, что имеется тело физическое, так же достоверно и то, что имеется и духовное. Как не вызывает сомнений существование жизни на земле, так же несомненна и жизнь на небе. Тот же самый Бог сотворил небо и землю, и все что в них. Величественное творение приносит могущественное свидетельство о Творце.

Многие полагают, что принадлежность к церкви или к религиозному обществу связана с блаженством. Эта установка в большей или меньшей мере представлена в религиях. Все ли они дают пустые обещания?

Идя по кладбищу, можно читать благозвучные надписи на могильных памятниках: «Здесь покоится в мире…», «блаженно отошел…», «Почил в Боге…». Также в объявлениях о смерти в газетах приятны на слух: «…блаженно уснул…», «…отозван Богом…», «…отошел, приняв предсмертные таинства Римо-католической церкви…» Складывается впечатление, что все умершие пребывают с Господом. А как это обстоит в действительности? Вообще, умершие имели ли при их жизни личные отношения с Ним?

При погребении к оставшимся в живых обращаются со словами утешения: «Господу было угодно брата или сестру принять в Свое Царство…» А затем в церкви скорбящим торжественно открывают, что отшедший находится не в раю, а в чистилище. Не принимая во внимание того, что это понятие придумано произвольно и ни одного раза не упоминается в Священном Писании, здесь следует вполне серьезно спросить: людей от их рождения и до смерти удерживают в заблуждении и только лишь утешают? В течение всей жизни их делают блаженными, а когда они умерли, то оказывается, что они явно не достигли своей цели. Разве религия не опиум, который только успокаивает людей до тех пор, пока они не придут к ужасному пробуждению?

От поры до времени принимают они целительные таинства, в действительности ни разу не получая действительного исцеления. Их подготавливают к блаженству от младенческого крещения, через (Firmung), что значит утверждение и обновление веры, и до последнего помазания елеем.

После всех этих многих усилий в конце устанавливают скорбный результат: умерший не вознесен вверх, но отправлен вниз.

Никто в этой области не может быть лучшим свидетелем, чем врачи и медицинские сестры, которые неоднократно участвуют в переживании человеческой смерти. Невзирая на принадлежность к религиозной общине, наступает агония. Отчаяние у умирающего вообще не известно окружающему миру. Нет у умирающих ни малейшего следа веры, уверенности и радости. Даже если от всей совести и с наилучшим знанием сделано все, что требовал Бог, все равно затем становится очевидным, что здесь делалось не то, что угодно Богу, но что церкви требуют и возлагают на своих членов.

Поскольку здесь дело касается жизни и смерти, все должны были бы подвергнуть себя самоиспытанию. Каждый человек, совершенно безразлично какой расы или национальности, имеет право узнать истину о Боге и о себе. Каждый, кому не безразлична его вечная участь, даже имеет на себе долг провести сравнение со Священным Писанием всего того, чему учат и что практикуют. Лишь то, что исходит от Бога, также и ведет к Нему и может устоять перед Ним. Кто говорит: «Мне все равно! После меня хоть потоп!», тот не осознает того, что говорит. Библия действительно единственная книга на земле, которая знакомит нас с Богом и Его намерением. Она от начала и до конца содержит достоверные реальности Бога.

Нам нужно серьезно относиться к нашей жизни и к нашей смерти. Дело не в том, чтобы живущим внушить страх перед смертью; совсем наоборот, здесь нужно показать наш путь и цель. Вера и доверие к Богу и Его слову должны быть восстановлены любой ценой. Бог истинен, Его Слово превознесено выше всякого сомнения. Во всех религиях людям внушают страх перед Богом, одновременно приобретая их доверие к человеческим, религиозным установлениям. Наша задача — поколебать доверие ко всем религиям и восстановить отношение к Богу и Его слову как к высшей достоверности.

Всемогущий имеет намерения, Он имеет план для человечества. Но к сожалению, люди составили свои собственные планы и внутри Царства Божьего воздвигли свои собственные религиозные царства. Человеческое и божественное стоят в прямой противоположности. Кто желает быть приобщенным к вечному определению Бога, тот должен выйти из всех религий, созданных с течением времени.

Всемогущий Бог одновременно является и Всеведущим, и Он прежде основания мира составил план для человечества. Перерыв во времени, который наступил из-за неготовности человека через его непослушание и преступление, не лишит силы вечного намерения Бога. Поскольку Господь знал все наперед, Он мог этот перерыв предусмотреть в своем плане. Слово Божье так же истинно и безошибочно, как и Он Сам.

Божий путь для человечества ясно описан в Его Слове. К сожалению, он затемнен религиозными преданиями и традициями и стал непригоден для хождения. Если догмы имеют столетнюю или даже тысячелетнюю давность, они все же остаются тем, что они есть, а именно: догматы, введенные людьми, и ничего более. Они ведь не могут стать правильными автоматически только из-за того, что изданы религиозным учреждением. Человеческое никогда не станет Божьим, и Божье — человеческим. Истина и ложь исключают друг друга. Мы имеем дело либо с правдой, либо с заблуждением. Источник всякой истины есть Бог, виновник всякой лжи — сатана. Самая превосходная ложь — это лишь неправильное отображение истины, и ею наполнен религиозный мир. Любая теория или практика, которая не согласовывается со Священным Писанием, никогда не может быть Божественного происхождения. Слово Божие содержит целиком все свидетельство, которое Господь передал человечеству.

Пророки Ветхого Завета возвестили пришествие Мессии, и с Ним — благодать Божью; апостолы стали очевидцами и свидетелями исполненного пророчества в Спасителе; благодать, предложенная Богом, проповедью Евангелия передается далее всем людям. Ведь каждый может поверить в действительность, подтвержденную Богом. Между первоначальной христианской церковью и современным христианством лежит большое различие. Все, что было в первоначальной церкви, отсутствует в сегодняшней, и все, что есть в официально учрежденном христианстве, не было в первой церкви. Уяснить это поможет сравнение.

Возвещение в первохристианстве было в соответствии с Писанием. Апостолы были обучены самим Господом и находились под руководством Святого Духа. Кто читает первые главы Деяний апостолов, тот получает возможность ознакомиться с жизнью первоначальной церкви. Обилие Духа и благословения Бога было в ней очевидным! Первые христиане были одним сердцем и одной душой. Они всё разделяли между собой и составляли одну большую семью Бога. Первоначальная церковь не была отвердевшей организацией, но живым организмом. Наш Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее«. Этим Он занимается еще и сегодня.

Как Бог явил Себя через Христа, так и Христос открывает Себя через Свою ‘Церковь. В ней продолжалось то же самое возвещение, то же служение. Совершались большие чудеса и знамения. Неверующие принимали веру, одержимые становились свободными, больные — здоровыми. Было еще все правильно; Слово Божие еще служило для уверовавших действенным мерилом жизни. Ученики Христа возлагали свое упование на Господа, которого они видели в Его служении, и Его страданиях и смерти, и после Его Воскресения. Они сохраняли благоговение перед Ним, так как они сами были живыми свидетелями и пережили с Ним все; и они собирались во Имя Его.

В древнем христианстве имелись апостолы, пророки, пастыри, евангелисты и учителя (1 Кор. 12:28; Еф. 4:11). Эти служения Бог установил в Своей Церкви. Они нужны были для духовного строительства и взаимодополняли друг друга. В то время еще ничего не знали о папе, кардиналах, архиепископах, монахах или монахинях. Все эти чины, которые в христианском мире сегодня воспринимаются как само собой разумеющиеся, в то время не существовали.

Первоначально в соответствии с волей Бога Церковь Господа мыслилась как божественное учреждение на земле. Никто не имел права внести в нее что-либо небиблейское. Хотя она состоит из людей со слабостями и пороками, из помилованных грешников, которые стали детьми Бога, однако их учение и практика от начала до конца согласовывались со Словом Божьим. Все, что не выдерживает испытания Словом тут, конечно же, не устоит и там, в Последний день перед судом Бога. Поэтому для библейски верующего человека нет никакой возможности принять произвольно придуманные и введенные учения. Имеющее силу исповедание веры содержится не в катехизисе, но только в Священном Писании.

Апостолы ничего общего не имели с принятием правил веры «Regula veritatis» («Правило веры»), которое было представлено как апостольское постановление. Впрочем, сначала оно заканчивалось только словами: «…и в Святого Духа, святую Церковь, прощение грехов, воскресение плоти. Аминь.» Теперь каждое воскресенье миллионы людей всех деноминаций во всем мире говорят: «Верую во Святого Духа, святую католическую церковь, общение святых…» Это выражение происходит вовсе не из непосредственно послеапостольского времени, но было разработано лишь после собора в Никее и усовершенствовано на последующих соборах. Для придания веса этому исповеданию, была сделана неправомерная ссылка на авторитет апостолов.

То же произошло и с книгой «Didache» («Дидахе»), которую нашли в одном монастыре лишь в 1883 году, но произвольно датировали концом первого века. Эта книга не имеет ничего общего с учением двенадцати апостолов. Там, к примеру, на странице 29 написано: «Если ты что-то заработал трудом твоих рук, то из этого ты также должен что-то дать для разрешения твоих грехов». Разве это Евангелие? Ведь апостолы знали лично Того, Кто простил наши грехи. Они бы и сегодня сказали все точно так, как говорили в то время. Их слова записаны для того, чтобы мы могли все сверять с текстом. А кто еще и сегодня следует совету: «Все испытывайте…«? Бог не противоречит Сам Себе. Его определения совершенны. Все кажущиеся противоречия содержатся в мыслях ученых, а не в Его Слове.

Человек, не смотрящий через религиозные очки, придет в ужас, когда увидит, какие большие уклонения уже произошли. Первоначальные ценности веры изменены до неузнаваемости. Теперь проповедуется совершенно иное Евангелие.

Эти проповедники если захотят, то могут внушить всем людям, что они искренно верят так, однако вследствие этого не станет ошибочное правильным. Когда дело касается вопросов веры и учения, или практики церкви, то об этом решают не на соборе; в силе должно оставаться то, что унаследовано нами от первоначальной церкви. Церковные вопросы и проблемы могут быть предметом дискуссий в различных кругах, но учение и практическая деятельность Христа и апостолов установлены уже давно. Лютер на рейхстаге в Вормсе 18 апреля 1521 года сказал: «Я не верю ни папе Римскому, ни соборам, потому что это факт, что они часто ошибались и запутывались в собственных противоречиях; и поэтому, если не буду побежден свидетельствами Писания и ясными основаниями, то я остаюсь побежденным и плененным в Слово Божие приведенными мною свидетельствами из Писания. Отречься я не могу и не хочу, потому что поступать против совести ненадежно и не спасительно. Бог, помоги мне. Аминь!»

Мы рассматриваем вечно действенное решение Всемогущего Бога относительно человечества и хотим посредством противопоставления содействовать ясности. Дело касается двух принципиально различных и совершенно не связанных друг с другом вещей. Одна — это область божественного, а другая — область человеческого. Кто признает себя принадлежащим Богу, тот будет верить тому, что говорит Слово Бога, не обращая внимания на то, что решают на соборах и синодах. Ведь Слово Божие не подвержено переменам под воздействием времен, оно действенно и неизменно навсегда. Каждый человек должен осознать, что Священное Писание содержит законченное общее свидетельство Бога. Бог абсолютно ничего не забыл. Лишь в той мере, как утрачивалось божественное познание, на его место было привито человеческое. Все постановления, которые были выработаны в ходе истории церкви, никогда не станут составной частью завета Бога, потому что они не принадлежали к первоначальному учению Христа и апостолов, основанном на пророческом слове. Недопустимо пренебрегать серьезными предостережениями в Ветхом и Новом Завете, или преступать их. Написано: «Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Вт. 4:2). Книжникам, которые не познали того, что говорили Моисей и пророки, но следовали толкованиям и преданиям, Господь позже сказал: «Люди сии чтут Меня устами, сердце далеко отстоит от Меня;но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк. 7:6-7). Также и общества верующих сплошь и рядом оставляют Слово Божие без внимания и запутываются в человеческих учениях. Тем не менее, теперь религиозных движений больше, чем когда-либо прежде. Но выше всех небиблейских действий и возвещений неизменно стоит одно и то же слово: «Напрасно!» Напрасны все молитвы, все богослужения; напрасны все псалмы и ритуальные действия; напрасны все грандиозные евангелизации и церковные торжества — все, что в Царстве Божьем происходит не в соответствии со словом Божьим, совершенно ничего не значит перед Богом. Сколько и какие программы может Он признавать? Чью сторону поддерживать? Господь не допускает никакого смешивания. Ему угодно, чтобы чистое семя Его Слова сохранялось и сеялось в его подлинной форме. Он очень резко порицает тех религиозных вождей, которые — как в то время, так и сегодня — пользуются высоким уважением от народа: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» Они из Слова Божьего удаляли некоторые места, чтобы на их место вставить что-то другое. Сам Господь обращается к нам с настойчивым предостережением: «Всякое слово Бога чисто …Не прибавляй к словам Его чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Прит. 30:5-6). Все, прибавляющие что-либо к законченному свидетельству Священного Писания, Ветхого или Нового Заветов, будут признаны лжецами и привлечены Богом к ответу и прокляты. Со времени Эдемского сада сатана, старый лжец, оказывает свое влияние на людей тем, что иначе толкует Слово Божие. И до конца он будет извращать Слово и этим обманывать человечество. Лишь тот, кто распознает этот обман и избежит его влияния, сможет поставить себя под прямое Божественное влияние, которое исходит только лишь от Слова через действие Духа.

Святой Дух есть дух истины, и Слово Божие — исключительно слово истины. В последней главе Библии написано завершающее увещание: «Если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимает что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей

Кто может легкомысленно не обращать внимания на эти слова? Точно так, как исполнилось то, что Господь говорил вначале: «в тот день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь«, так и это Слово подтвердит свою истинность. Бог думает, что Он говорит; и говорит то, что думает. Все Его решения неизменны и совершенны.

Последняя воля

Апостол говорит о завещании, последнем распоряжении, которое как только вступает в силу, больше не может быть изменено или задним числом дополнено какими-либо дополнениями. Со смертью нашего Господа Новый Завет вступил в силу. Как могут решиться люди предпринимать все эти изменения? В Послании к евреям 9:16-17 есть еще ссылка на это положение вещей и сделан вывод: «Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших; оно не имеет силы, пока завещатель жив».

О наследстве человека часто бывают споры. Но при этом совершенно исключено, чтобы письменно запечатленная последняя воля завещателя была полностью изменена; однако непостижимым образом именно это произошло с завещанием Бога. С одной стороны, ссылаются на Христа, а с другой — из Него и Его Завета сделали что-то совершенно иное. То, что Он оставил после Себя, было лишено силы, и Слову Божьему в этом месте было предано совершенно чуждое содержание.

Каждое церковное общество имеет право верить и делать что оно хочет. Однако, если кто-либо выдвигает претензию быть общиной живого Бога или церковью Иисуса Христа, то в этом случае слово Божие и завет Христа должны быть приняты в полном объеме такими, какими были завещаны. Разве имеют в нем место все те догматы и предания, которые были введены в ходе истории церкви? Они ведь вовсе не принадлежат к переданному нам завету.

В сознании людей укоренилась мысль, что организованные церкви являются установлением Бога, которые вместо Христа учат и действуют здесь, на земле. Но что они есть в действительности? В «Малом катехизисе» в разделе «Заповеди церкви» мы читаем решительное утверждение: «Христос главам и настоятелям церкви предоставил право устанавливать заповеди. Он хочет, чтобы мы соблюдали заповеди церкви из любви к Нему.» Где и когда говорил Христос что-либо подобное? Заповеди Бога давно уже были даны и были известны всем. Однако, к большому сожалению, заповеди церкви человечество приняло как заповеди Бога, и таким путем ушло в заблуждение.

Ко времени императора Константина обмирщенная христианская община была признана государственной церковью. В 313 году после Рождества Христова император начал политическими ходами, подобно шахматным, приобретать для своих целей как христианство, так и язычество. По его настоянию был созван собор в Никее. После 325 года Константин поддерживал как строительство церквей, так и языческих храмов. Под его владычеством мирское христианство приняло конкретную форму, и вследствие этого оно стало духовной всемирной властью в пределах Римской империи. Евсевий видел в нем спасителя из крайнего бедствия: лишь теперь наступило время спокойно вздохнуть после жестоких преследований христиан при Нероне и Диоклетиане.

В 380 году Феодосий и Грациан положили конец всеобщей религиозной свободе. До того времени еще были различные общества верующих, которые существовали наряду с христианством, признанным государством. С этого времени силою государства принуждали граждан становиться «римскими» христианами. Этот процесс (527-565 г.г.) был приведен к завершению при Юстиниане. Церковь теперь стала окончательно признанной государственной церковью, и священники государственными чиновниками. С распадом языческой Римской мировой империи утвердилось религиозное предводительство Рима. Началось жестокое и мрачное Средневековье; прошло примерно тысяча лет до того, как вспыхнула Реформация. Исключительное господство государства и церкви, при котором почти всегда главенствовала церковь, привело к тому, что преследовали всех инаковерующих. Целые народы были насильственно обращены в христианство. Миллионы людей претерпели мученическую смерть; среди них сотни тысяч иудеев, которых заклеймили как «убийц Христа» и «врагов Бога». Церковь стала фактором политической власти.

Уже в первые два века христианского летоисчисления были введены различные придуманные учения, а в третьем веке началось всеобщее принудительное их исполнение. Верующим предъявлялось требование последовать всем новым учениям и практике. Были введены образ распятия и крестное знамение, восковые свечи и фимиам. В дальнейшем прибавляли все больше и больше нового: поклонение святым, ежедневную литургию (обедню) и многое другое.

На соборе в Ефесе в 431 году было провозглашено почитание Марии как Матери Божьей. Примерно около 500 года священство начало облачаться в единообразную священническую одежду. Затем последовали такие нововведения как праздник в честь девы Марии, целование ног папы, поклонение изображениям святых и реликвиям, почитание Иосифа, пост по пятницам. Целибат для священников был введен в 1079 году, затем четки, продажа отпущения грехов, учение о пресуществлении хлеба и вина на литургии (обедне) в Тело и Кровь Иисуса Христа, праздник Тела Христова и т. д. и т. д., вплоть до провозглашения догмата о телесном вознесении Марии. Также и об исповедальне еще во времена апостолов не было и речи. Этот перечень можно было бы продолжать сколь угодно долго. Здесь следует сказать совершенно ясно, что все эти догматы не имеют ничего общего с первоначальным христианством и учением апостолов. По какому праву они были введены? В сущности, каждое первоначальное учение было так сильно изменено, и к нему прибавлено настолько много, что в нем не оставалось ничего верного.

Например, Господь сказал: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф. 23:9). Кто может постичь то, что это изречение полностью игнорировано, и весь мир падает к ногам одного человека, чествует его и почитает «Святым Отцом»? В то время как Господь говорит: «…славы Моей не дам иному!» (Ис. 48:11). Иисус Христос учил нас молиться: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» Разве это не богохульство когда это обращение применяется к человеку, чем пренебрегается Слово Божье? Кто же Святой Отец, имя которого должно святить? Он на небе, или на земле?

Где в первоначальном христианстве повествуется о явлениях Марии? Где говорится о местах паломничества и о поклонении святым? Совсем наоборот, Библия настойчиво предостерегает от связей с умершими. В этих случаях дело касается спиритизма и оккультизма. Также и почитание духовных покровителей совершенно небиблейское и даже, более того, однозначно берет начало в идолопоклонничестве и язычестве.

В Священном Писании не содержится также ни малейшего указания на то, что Мария — посредница между Богом и человеком. Написано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Подобное же имеет силу и относительно роли Марии как ходатая. В Слове Божьем говорится вполне ясно: «… то мы имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоан. 2:1-2).

Подобно этому Священное Писание повествует о вознесении только Иисуса Христа: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лук. 24:51). Ни один из апостолов ничего не знал о вознесении Марии. Лишь в 1951 году была сделана догматом легенда о том, что Мария телом и душою была принята на небо. Библейского основания для него нету. Человеческие заповеди не сделали блаженным ни одного из них, но отвратили от блаженства миллионы.

Небиблейские притязания

В Священном Писании нет ни малейшего намека на авторитетную личность, которая была бы отмечена в качестве преемника Петра. Там нигде не говорится о каком-либо заместителе Христа. Оно повествует только лишь о последователях Иисуса Христа. В нем не написано ничего и о том, чтобы Петр был поставлен видимым главой Церкви. Как может появиться человек, который был бы высшей главой, если Сам Христос есть глава? О Нем написано: «Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1:17-18) Кто выдвигает претензию быть высшим главою церкви, тот этим возвышает себя над Христом, и должен быть подверженным осуждению Словом (2 Фес. 2:3-4). Библейски верующий христианин может в качестве главы Церкви признавать только Господа и Спасителя. Христос не назначал Своего заместителя «Vicarius Filii Dei» («Наместник Сына божьего»); Он Сам искупил Свою Церковь и ведет ее к совершенству. Всегда бывает интересно проследить духовное развитие в истории церкви. Легенда о том, что Петр исполнял свое служение в качестве епископа в Риме, и погребен там, не может быть подтверждена исторически. Известно лишь сообщение об одном чародее, называемом Симон маг, который произвел такое сильное воздействие на сенат и на народ в Риме, что его провозгласили богом и воздвигли ему статую с надписью: “Simoni dea sancto”. Какое отношение имеет подобный рассказ к мужу Божьему Симону Петру, который никогда не входил в Рим? Также и в этом случае мы ссылаемся только на Священное Писание. Согласно Галатам 2:9, с одной стороны Петр, Иаков и Иоанн подали руку общения Павлу и Варнаве, с другой стороны, и заключили между собою согласие о том, чтобы Павлу и Варнаве совершать служение среди язычников, а Петру, Иакову и Иоанну — среди иудеев.

Павел был настоящим апостолом язычников, ведь к этому призвал его Господь. К нему говорил Господь: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:21). К церкви в Риме апостол Павел пишет в 15 гл., ст. 28: «… я отправлюсь через ваши места в Испанию«. Миссонерские путешествия Павла подробно описаны, и в Рим также. Почему не повествуется ни об одном путешествии туда апостола Петра? Павел из Рима написал большинство своих посланий к церквам и отдельным лицам. Многие из бывших там вместе с ним названы поименно, однако Петр ни одного раза не упомянут. Кто в состоянии себе представить, что это было бы возможно, если бы Петр вместе с Павлом совершал служение в Риме?

Впрочем, где какой-либо муж Божий был и совершал свое служение имеет лишь второстепенное значение. Здесь дело идет лишь о том, чтобы раскрыть благочестивую выдумку, на которой основывается большое учреждение, и посредством которой оно стремится придать авторитет своим учениям. На это можно ответить лишь словами самого Петра: «Мы …не последовали хитросплетенным басням…» (2 Пет. 1:16).

Священное Писание не повествует нам также и о непрерывной апостольской правоприемственности. Когда Лев Великий в 440 году был избран епископом Рима, он выдвинул претензию, что Римский епископ имеет превосходство над всеми другими епископами. При этом он сослался на Матф. 16:16. Он в высшей мере лично себя торжественно провозгласил преемником Петра. Прежде эта идея проявлялась среди «николаитов» временами то там, то здесь, не привязываясь еще к определенному духовному сану. Это было направление веры, которое утверждало различие между слушающими мирянами и служащими братьями. Такое понимание полностью противоречит Слову. Искупленная церковь образует «царственное священство» (1 Пет. 2:9).

Всем историкам известно, что благословенный Божий человек Поликарп ( 155 г. от Р.Х.) встречался еще с Иоанном, любимым учеником Иисуса, который был сослан на остров Патмос. Поликарп воспринял чистое свидетельство из уст апостола. Во всех его изложениях не находится ни малейшего указания на позднее придуманную идею. Иреней, полномочный посланник Христа (202 г. от Р.Х.), еще значительное время был вместе с Поликарпом. Также и он ничего не сообщил о преемнике Петра. Вплоть до того времени в церкви еще стремились всеми силами придерживаться Слова Божьего. Тертуллиан (220 г. от Р.Х.) сказал: «От Господа, не от слуги, оправдание и осуждение.»

Даже на Никейском соборе подобная мысль не упоминалась ни одним из ведущих ораторов: ни Афанасием, ни Арием. Лишь в 445 году император Валентиниан подтвердил высшее церковное главенство римского епископа над западной частью Римской империи. Теперь вся власть исходила из Рима. Известный учитель церкви Августин из Гиппо (354-430) содействовал распространению этой мысли; он писал о «Божьем государстве». По его пониманию церковь представляла собою Тысячелетнее царство. «Церковь — это авторитет» — учил он. А где остается авторитет Того, Который сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле!’»?

Это небиблейское развитие не может быть отнесено к апостолам первоначального христианства. Как уже изложено, в то время Господом были установлены служения для всей церкви. Но каждая местная община имела ответственных братьев. Они назывались «пресвитерами», «настоятелями» или «епископами». Например, в Послании к Филиппийцам Павел приветствует церковь Господа как святых и возлюбленных, совместно с их епископами и дьяконами. Эти оба служения принадлежат к поместной церкви. Библейским условием для исполнения этой службы было то, что человек должен быть женатым (1 Тим. 3:3). Ни от одного апостола или пророка не требовалось, чтобы он был мужем одной жены, а именно от епископов и дьяконов. Лишь тот, кому приходится самому решать проблемы супружества и семьи, в состоянии, исходя из практики, дать совет и оказать помощь.

Однако Дух Божий открывал уже тогда, как говорит сам Павел, что такое положение не сохранится в дальнейшем. В 1 послании Тимофею, 4 гл., читаем: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу…» О чем мы думаем при чтении этого слова? Оно исполнилось буквально.

Недоразумение

Если внимательно прочесть Матф. 16:18, то можно заметить, что Господь не сказал в этом месте: «ты Петр, и на тебе Я создам церковь Мою», но «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». Недопустимо взять один единственный стих и произвольно его толковать. Чтобы получить ясное представление, нужно читать его в полном контексте. Как в Ветхом, так и в Новом Заветах скалою часто называли Господа, но ни одного раза не назвали так человека. Только Петр получил Божественное откровение о Христе, а через несколько минут ему пришлось признать свою непригодность, свою виновность. Лишь несколькими стихами ниже сказал Господь этому же Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф. 16:23). Эти слова заставляют задуматься тех, которые дерзают в Слово Божие вносить свои соображения. Все, что не согласно с написанным, исходит от ложного вдохновения. Слова, подобные тем, с которыми Господь обратился к Петру, мыслившему в тот момент, вне всякого сомнения, уже не о божественном, но о человеческом; эти слова Он говорит и сегодня каждому пребывающему в неистинном вдохновении. В духовной области решающее значение имеет не то, излагаем ли мы добрые, убедительные мысли, но то, излагаем ли мы предвечные мысли Бога, которые Он ясно выразил в Его Слове. Существует лишь два источника вдохновения. Человек черпает либо из одного, либо из другого. Свое общение с первым человеком в Едемском саду сатана начал с того, чтобы Слову дать свое собственное толкование. Сначала к этому толкованию прислушалась Ева, а затем Адам послушался ее. Так начались все бедствия на земле. Всем должно быть ясно, что сатана никогда не станет выступать с возвещением, которое совершенно не связано с Богом и Его Словом. Это бы слишком сильно бросалось в глаза. Он всегда пользуется Словом Божьим, однако передает его извращенно. Лишь когда сатана приобретет доверие человека, будто здесь речь идет о деле Божьем, тогда и сможет его обмануть. Поэтому все, что он говорил издревле, звучало очень благочестиво.

История искушения нашего Господа показывает, что враг также и к Нему подошел с выдержками из Библии; однако он их вырвал из контекста и применил неправильно. Господь возражал ему каждый раз словами: «Написано…» Итак, ссылка на места Писания еще ничего не значит, если она не согласуется с общим свидетельством Священного Писания. Хотя враг всегда выступает с выдержками из Библии, но ни одну из них не оставляет в ее первоначальных связях с остальным текстом.

Ключи

Слова: «И дам тебе ключи Царства Небесного«, с которыми Господь обратился к Петру, стоят в прямой связи с его призванием и миссией. Когда первоначальная церковь собралась вместе в день Пятидесятницы, Петр выступил как глашатай Бога. Исполненный Святого Духа, он собравшемуся множеству народа в немногих словах изложил основополагающие истины спасения. Они обязательны на все времена для новозаветных верующих.

Ключ символизирует доступ к предмету. Если кто-то имеет ключ к дворцу, к дому или к автомобилю, то он имеет доступ к нему; ему открываются запертые двери, он может войти. Если кто-то имеет ключ к Небесному царству, то ему открывается Царство Бога со всеми сокровищами, со всеми обетованиями, со всеми дарами. Он просто имеет свободный доступ ко всему, что приготовил Бог. Господь Своими словами, которые Он сказал Петру, хотел особенным образом подчеркнуть эту действительность. Сначала божественное полномочие пророчески было отнесено к нашему Господу (Ис. 22:22). Позже Он даровал эту власть Своим рабам, которых Он поименно призвал к служению Ему.

Также и место Матф. 18:18 было превратным образом вырвано из контекста. Там Господь говорит не к Петру, но ко всей церкви. Поэтому эти слова употреблены в форме множественного числа: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Где слыхано о священнослужителях, которые в состоянии связывать силу сатаны, изгонять бесов и освобождать связанных? Ключ как символ на одеянии может носить каждый; но кто имеет божественную власть? Также и следующий стих однозначно свидетельствует, что Господь обращается ко всей Церкви. В нем говорится: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них«. Непонятно как могло дойти до того, что стих 18 был применен только к носителям сана.

Ведь Тело Господа составляют верующие, и все они равны перед Богом. К церкви в Риме Павел пишет: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как по данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12:4-6). Эту мысль в 1 Послании к коринфянам, гл. 12, со стиха 4 Павел развивает еще основательнее: «Дары различны, но Дух один и тот же…» Он подчеркивает, что мы как члены соединены Святым Духом в это Тело Господа. Начиная со стиха 7, он излагает: «Но каждому дается проявление (откровение) Духа на пользу«. Это духовный опыт. Затем, продолжая, Павел перечисляет девять даров Духа, данных членам Тела Иисуса Христа. «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему угодно» (1 Кор. 12:18).

Апостольские полномочия

Апостолы и все истинные, Богом посланные мужи не господствовали, обладая светской властью, но выступали с полномочиями от Бога, в силе Святого Духа. Только в соединении с возвещением Слова по поручению Бога проявляется действие Божьего авторитета, который Бог предоставляет им по Своей суверенной воле. Этот авторитет состоит не в том, что один господствует над другими, но что все склоняются под могущественную руку Бога. Божьи полномочия не зависят от сана или звания, но связаны со всеобъемлющей властью Воскресшего.

После Своего воскресения Господь сказал ученикам, бывшим с Ним: «Мир вам. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас«. Далее написано: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите [не: «кому простишь»] грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:21-23). Также и эта смысловая взаимосвязь совершенно ясна. Это всеобъемлющее поручение Господь передает только тем людям, которых Он призвал на служение для благовествования. Кто сегодня может засвидетельствовать, что Господь призвал его Своим голосом и дал ему такое повеление? Кому Господь действительно вдохнул Своего Духа, как это было в начале? Кто уполномочен действовать от Его имени?

Был ли Петр или Павел избран каким-либо обществом? Или они были назначены Богом? Тогда еще не было кардиналов, которые бы давали на это свое соизволение, как это стало с 11 века. Не было еще ни выборов папы, ни ликования всего мира о избранном папе. В первоначальном христианстве мужи Божьи целиком и полностью понимали то, что заповедал им Господь. Они находились под руководством Святого Духа. Все места Библии, которые принадлежали к каждой определенной теме, они разумным образом приводили к одному знаменателю.

В день Пятидесятницы с сильным шумом, в сопровождении Божественного огня Святой Дух сошел на всех присутствующих и воспламенил их языки. Так они, очищенные Божественным огнем, как и пророки в Ветхом Завете, могли вещать Слово в полноте власти Святого Духа. То, что Петр возвестил в первой проповеди, будет говорить всегда и каждый проповедник, призванный Богом и исполненный Святым Духом, вплоть до последней проповеди: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов!» (Деян. 2:38). А о тех, которых послал Сам Господь, Он сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается…» (Лук. 10:16).

Прощение грехов

Если сегодня через кого-либо говорит Господь, то Он скажет то же, что и две тысячи лет тому назад. В Евангелии от Луки 24:47 сказано, ссылаясь на Христа: «И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима«. Прощение грехов не было сопряжено со званием или саном, но с Иисусом Христом, Распятым. Лишь посредством проповеди Дух Божий может вызвать у слушающих нужное раскаяние, даровать побуждение к обращению, и только таким образом дается прощение уверовавшему. Это личное переживание, а не какой-то богослужебный акт.

В Послании к римлянам, гл. 10, Павел выводит, что библейская вера происходит от проповеди, и проповедь — от слова Божьего. При этом важно, чтобы проповедовалось не что-либо вообще, но чтобы ядро проповеди составляли Христос и Его Евангелие в соединении с искуплением, которое Он совершил.

Нам, собственно, следовало бы задуматься над тем, что людям, с одной стороны, в течение всей их жизни отпускают и прощают грехи; а с другой стороны, учат, что за грехи предстоит им нести наказание. Слово Божие говорит противоположное: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14). Евангелие Иисуса Христа — это радостная весть, весть спасения. Пророк Исайя пророчествует: «Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас» (Ис. 35:4). Апостол Павел подтверждает это следующими словами: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Исаия восклицает: «Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Кто принимает Господа как Избавителя, тот не может быть еще подвергнут наказанию, так как Он наше наказание принял на Себя. Кто этому верит, тот получает прощение грехов и мир с Богом. Павел пишет: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим…» (Рим. 5:1-2).

Далее апостол пишет о Христе: «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Ефес. 1:7). Каждый может прочитать в Колос. 1 гл., со стиха 14, что все дело искупления связано с Самим Спасителем. В Рим. 1:16 Павел говорит: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему». Никогда не будет излишним подчеркнуть со всею силою, что эта вера связана исключительно со Словом Бога. Ведь не может каждый учить всему, что он хочет, и при этом ссылаться на Христа. Вера должна соответствовать Писанию.

Здесь нет никакого обнадеживания чем-то в будущем, но исполняется то, что сказал Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24).

Как прощение, которое есть дар Божьей милости, могло бы зависеть от церковного действия? Прощение связано исключительно с верою лично каждого слушающего Евангелие и принимающего его. Написано: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:18).

Где тут найти место для добрых дел, которые мог бы делать человек, чтобы обеспечить себе блаженство? Каждый, кто имеет расположение сердца и может делать добро, пусть делает. Однако этим никто не может заслужить себе блаженство. Когда наш Господь воскликнул на кресте: «Свершилось!» и умер, тогда произошло наше спасение, однажды и навсегда. Павел в Послании к римлянам 5 гл. излагает дальше: «Ибо, как непослушанием одного человека многие сделались грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19).

Как верно то, что через Адама мы ввергнуты в погибель, в смерть, и отлучены от Бога; так же, несомненно, верно и то, что Христом мы избавлены от погибели, переведены от смерти в вечную жизнь и примирены с Богом. Бог Сам возместил причиненный ущерб. Блажен, кто верует этому. Петр свидетельствует коротко и ясно: «…нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:10-12). Эта простая и ясная реальность не нуждается больше ни в каком добавлении.

Было бы ниже достоинства Бога, если бы Он наше вечное блаженство поставил в зависимость от благоволения других людей. Недвусмысленное задание полномочного посланника Бога состоит в том, чтобы проповедью указать слушающим из Писаний, что на Голгофе состоялся великий день примирения Бога с человечеством.

Во связи с этим во время проповеди к верующим может быть обращен призыв с Божественным авторитетом: «Верьте, что ваши грехи отпущены! Верьте, что ваша вина прощена! Верьте, что ваше наказание уже понесено!» Кому Дух Божий на основании Слова Божьего разъяснил эту Божественную действительность, тот помилован навсегда и может ходить свободно. Однако каждый сам должен принять эту действительность, и таким образом получить личную уверенность.

Новое начало

Незадолго перед началом Реформации развитие церковной истории достигло высшего пункта. В ту пору совместное осуществление власти государства и церкви было немыслимо. Инакомыслящих и инаковерующих проклинали как еретиков, обвиняли в ереси и любым родом и способом лишали жизни. Упомянем здесь лишь испанскую инквизицию 15-го века и суды над ведьмами с их сожжением. Здесь мы вовсе не намерены подробнее рассматривать многие человеческие оплошности и заблуждения. Для нас важно лишь проследить духовное развитие, которое с течением времени стало свойственным вырождённому христианству.

Эта земля напоена многими потоками крови. Одним из наиболее известных мучеников перед началом Реформации был Ян Гус (1415 г. от Р.Х.). На соборе в Констанце он в последний раз возвысил свой голос, но был заглушён криками и ничего не смог достигнуть. Тогда он склонился на колени, возвел глаза к небу и спокойно выслушал оглашение приговора. Затем Ян Гус воскликнул: «Господь Иисус, прошу Тебя по Твоему милосердию: прости всем моим врагам.» Отцы собора смеялись, а его повели на костер.

Однако Реформация, которая положила начало переменам в истории церкви, теперь уже не могла быть задержана. Истина Евангелия с силою прокладывала себе дорогу. Мартин Лютер и другие выступили против нарушений, которые одобряла и даже поддерживала церковь. Известный продавец индульгенций Тетцель принадлежал к тем, которые хулили Бога словами и делами, проповедуя, будто папа Римский имеет абсолютное право прощать грехи живущим и умершим; и отпущение грехов, данное папою, так же действенно, как и Крест Христа. Между прочим, Тетцель утверждал также, что если бы даже кто-либо телесно обесчестил Матерь Божию, то папа Римский мог бы и ему простить этот грех при уплате стоимости индульгенции. В прямом смысле это означало, что каждый мог совершать самые тяжкие преступления; папа простит все и предоставит отпущение грехов, как только прозвенят деньги, опускаемые в ящик.

История церкви сообщает следующее: «Лютер слышал об ужасных делах, про которые проповедовал бесстыжий монах, будто сила покупки индульгенции действует так же, как и Крест Христа; будто он имеет полномочие от апостола Петра, и что он своими индульгенциями спас больше душ, чем Петр своими проповедями»; «…то, что Лютер принял всерьез практические последствия такой проповеди отпущения грехов, дало толчок к первым реформаторским действиям.» Как всегда, так и на этот раз Бог привлекал людей на земле для прославления и восхваления Его Имени. Есть посланники Бога, которые не только исторически известны, и имеют значение для истории церкви, но которые были также рабами Бога, и через них осуществлялась история спасения в Царстве Бога на земле.

Такими мужьями были Мартин Лютер, Гульдрейх Цвингли, Филипп Меланхтон, Иоганн Кальвин, Джон Кнокс и еще большее число живших в то время. Спустя столетия, в течение которых Священное Писание было недоступно людям, мужи Божьи начали читать и переводить Библию. Сначала печатная Библия была издана на 14 языках; около 1600 года их было уже сорок языков, около 1800 г. — семьдесят два, около 1900 г. — пятьсот шестьдесят семь языков. В 1950 году был превзойден рубеж — тысяча сто языков и диалектов. Наперекор всем попыткам уничтожения книга Божья достигла наивысшего числа изданий и самого широкого распространения.

Бог снова стал говорить через Свое Слово, и библейские истины опять стали живой реальностью в личной жизни по вере. Однако на этом не остановились, и то, что стало великим и ценным, попытались приблизить также и к другим людям. Успех, который имели реформаторы, разжег сопротивление официального духовенства, которое желало любой ценой воспрепятствовать распространению Слова. А это имело последствием то, что радостная и освобождающая Весть привлекала еще более широкие круги.

Исходя из точки зрения истории церкви, каждый из участвующих в Реформации мужей исполнял определенное задание. Точнее рассматривая, они дополняли друг друга учениями, которые они особенно подчеркивали. Библия опять была возведена до значения единственного мерила благовестия. Никто сегодня больше не решился бы назвать вещи своими именами, как это сделал Лютер. Достойно внимания то, как он разоблачил антихристианство. Он не касался призрачных аргументов, но снова и снова ссылался на Священное Писание в той мере, насколько оно было ему открыто. Так к примеру, он писал о конце вавилонского пленения церкви и выдвигал праведность по вере, которую получает человек по милости, в противоположность праведности от дел, которая никого не может сделать блаженным.

Сегодня многие придерживаются мнения, якобы Реформация нужна была лишь в силу того, что моральное разложение и внешние обстоятельства послужили поводом для нее. Хотя такое положение вещей действительно было, тем не менее, с этим взглядом согласиться невозможно. При Реформации дело шло не о нравственном исправлении, но гораздо более о прорыве к духовному обновлению. Нужно было новое начало. Духовная опека должна была навсегда прийти к своему концу, и снова провозглашен день благодати, день спасения. Однако не все были готовы верить и с верой выступить на стороне Бога. Тем не менее, прорыв был совершен, и неограниченная, всеобъемлющая власть церкви сломана.

Лишь немногие сегодня вспоминают и осознают какой ценою была оплачена возможность свободного возвещения Слова Божьего. Кровавая контрреформация пыталась почти во всех странах Европы подавить движение реформации, что ей отчасти и удалось. Особенно известны преследования протестантов в Нидерландах и гугеноттов во Франции, где в Варфоломеевскую ночь кровь тысяч протестантов текла по улицам Парижа.

В то время Римская церковь осуществляла одновременно духовную и светскую власть. В пределах ее господства в распоряжение Римской церкви было поставлено каждое войско. Эти войска неоднократно вмешивались в духовные споры и борьбу. Повсюду, где реформация воспринималась особенно бурно и угрожала проникнуть дальше, там появлялась мощная армия. Когда духовная борьба в Швейцарии развернулась в полную силу, также и сюда была призвана армия. Она должна была задержать и вытеснить реформацию. На стороне Цюрихских реформаторов мужчины собрались вокруг Цвингли, чтобы отразить это наступление. Он сам шел в самом переднем ряду и говорил к ним: «Повелевает вам Бог, который может позаботиться о нас и наших близких. Да будет воля Бога!» Во время ожесточенной битвы в Цвингли попал камень и он был ранен копьем. Он лежал между мертвыми, сложил руки, поднял глаза к небу и молился. Это увидел капитан католической армии, подошел к нему и потребовал от него исповедоваться. Цвингли отказался. Он успел еще произнести слова: «Тело вы еще можете убить, но душу — нет», прежде чем получил смертельный удар.

Казалось, что реформация в Германии была полностью разбита контрреформацией. На стороне протестантов на помощь курфюрсту Саксонии пришел Густав Адольф, король Швеции, со своей армией. 17 сентября 1632 года началась решающая битва. Перед ее началом король молился такими словами: «Всемогущий Бог, от Которого исходит победа и поражение, направь Твой милосердный взор на нас, Твоих рабов, пришедших из далеких стран, чтобы бороться за свободу и истину, за Твое святое Евангелие. Даруй нам победу ради Твоего святого Имени. Аминь.» Через два месяца, 16. ноября 1632 года он погиб в бою на немецкой земле.

Ни при каких обстоятельствах не может быть одобрено, что для защиты и распространения Евангелия была применена светская власть и военная сила. Однако ради истины должно быть сказано, что протестанты были принудительно вовлечены в эту ситуацию. Мы бы ушли слишком далеко, если бы пожелали подробнее рассмотреть многие столкновения во время контрреформации, при которой тысячи людей потеряли жизнь.

Основатель ордена иезуитов Игнатиус фон Лойола, который был главным ответственным за контрреформацию, из-за этого вошел в историю Римо-католической церкви как герой. Ему в соборе Петра в Риме воздвигнут памятник сверх натуральной величины, у ног которого лежит чудовище, а на нем написаны имена «Лютер» и «Кальвин» Этим символически изображено, что он вышел победителем над «чудовищем протестантизма». Погребен он в Риме в церкви дель Гезу, ему посвященной, с оформленным алтарем большой роскоши. Подобная же идея символически отображается и на алтаре: с обоих сторон гроба Игнатиуса фон Лойолы расположены мраморные группы, которые изображают победоносную веру и победоносную религию; у их ног лежат книги и еретики, на которых также стоят оба имени «Лютер» и «Кальвин» Эти оба памятники говорят вполне понятным языком.

Представляется, что в протестантских кругах об этом сегодня никого больше мысли не занимают; вдохновенные духом времени, переходят к заботам дня: по всем местам говорят о диалоге, и при этом жаждут объединения. Но что сказали бы все мученики и передовые борцы Реформации о сегодняшнем оставлении на произвол судьбы святейших ценностей веры и Евангелия? И все же, с другой стороны, такой ход развития свойствен завершающему процессу последнего времени.

Реформация оплачена дорогой ценой. Поэтому ее значением и целью не могло быть только, чтобы оставить нам известные народные или поместные церкви, которые в разных местах различны. Она прежде всего создала основание и исходную точку для всех последующих пробуждений вплоть до настоящего времени. Если бы в то время не было положено это грандиозное начало, то сегодня многие свободные церкви и христианские общины просто не существовали бы. Речь идет о развивающейся реформации, целевая установка которой восстановленная Церковь Иисуса Христа.

Бурное начало Реформации было событием спасительно-исторического значения. Дух Бога принес свет и жизнь в мертвый религиозный мир. В средоточие всей проповеди было поставлено Слово. Известные во всем мире личности с того времени выдвигали частично различающиеся между собой учения. Если свести их вместе, то опять создается гармоничное целое.

Однако не все истины были возвещены в один раз. Имелись также такие пункты учения как Триединство и троичная формула крещения, которые оба не основаны на пророчески-апостольском свидетельстве, и в официальном реформаторском движении совершенно не рассматривались. Реформацией отчасти было воспринято тяжелое римское наследие, которое еще и поныне обременяет все протестантские и свободные церкви.

Во втором раунде выступил Джон Веслей, и с ним большое число пламенных проповедников пробуждения. Они подчеркивали второе переживание уверовавшего человека. Как прежде в Реформации подчеркивалось оправдание только по милости через веру в исполненное Христом дело искупления; так эти мужи выдвигали, что уверовавшие и получившие оправдание по вере должны пережить внутреннее посвящение, полную отдачу. Это переживание Библия означает как освящение. Подлинное благоговение перед Богом производит послушание вере. Дух Божий все глубже наполняет верующего. С этого времени появились церкви методистов и другие направления веры, которые главным образом основывались на свидетельстве об этих библейских истинах, а в других пунктах учения придерживались разных взглядов.

Затем последовал Джон Смит, с которым выступили благословенные евангелисты. Они бескомпромиссно возвещали крещение по вере. Только тот, кто принял личное решение отдаться Христу и был готов следовать за Ним, был крещен посредством погружения. Отсюда возникла церковь баптистов, а также другие более мелкие группировки, сообща выдвигавшие на первое место крещение уверовавших, но опять-таки заметно различные в других понятиях.

В отдельных странах духовное развитие приняло различные формы. В области протестантства, в общем говоря, ударение ставилось на личном опыте спасения и со связанной с ним уверенностью в спасении. Наряду с общеизвестными духовными течениями имелись также и более мелкие движения, которые отделялись от всего религиозно организованного и придавали главное значение определенным библейским истинам. Мы относим себя к таким движениям, которые, несмотря на различающиеся учения, благо и спасение души связывают только с милостью Бога, открытой нам в Иисусе Христе.

Где проповедуют особые откровения, в зависимость от которых ставят блаженство, там речь идет не о продолжении библейского обновления. Все секты современности служат подходящим примером этому. Избавление зависит только от Избавителя; спасение только от Того, Кто его принес; прощение только от Того, кто даровал его нам, а не от самозванного гуру или вождя.

Снова и снова выступали уполномоченные мужи Божьи, которые заново возвещали древние библейские истины, и этим приближались к апостольскому свидетельству. С началом нашего века пришло общее обновление. То, что до этого времени переживали лишь единицы, стало опытом верующих во всем мире. Все алкавшие и жаждавшие праведности были насыщены и напоены духовно. Повсюду действовал Дух Божий подобным образом, как в древнем христианстве. Исполнение Духом переживали так же, как прежде оправдание и освящение. Это внезапно начавшееся движение не имеет основателя. Бог сам действовал на всех континентах. Одинаковые свидетельства можно было слышать в России и Китае, в Америке и Европе. В этом движении проявили себя благословенные мужи Божьи.

В августе 1906 года в Германию прибыл доктор Р. А. Торрей и проповедовал на годовой конференции Евангельского Альянса в Бланкенбурге, Тюрингия, на тему «Крещение Святым Духом». Многие слушатели были глубочайше потрясены, среди прочих и генерал лейтенант фон Фиебанн. В 1907 году руководящие братья этого общественного движения собрались на свою недельную конференцию. Актуальной темой было: «Огорчила ли первая христианская церковь Святого Духа?» После продолжительной дискуссии поднялся пастор Штокмайер и воскликнул как пророк: «Братья, мы спорим о том, огорчило ли первое христианство Святого Духа или нет. Теперь гораздо более важный вопрос я направляю ко всем собравшимся: А мы не опечалили Святого Духа?» Эти слова ударили как молния, многие опустились на колени и склонились в раскаянии перед Богом.

По всему миру многие пережили милосердный призыв Божий. Если бы не две «пророчицы» из Осло, то и в Касселе в свое время не дошло бы до нетрезвого злоупотребления духовными дарами. Развитие этого направления веры, называемого пятидесятническим движением, было различным. Там, где баптистские проповедники были исполнены Духом Божьим, понятным образом они крестили только ставших верующими. Там, где лютеранские пасторы были объяты Духом Божьим, осталось известное окропление младенцев. Еще не было ясного прорыва к древнему христианству, однако он уже намечался. Различные небиблейские учения, которые были ранее переняты без испытания, пока сохранялись и далее.

После Второй мировой войны, в мае 1946 года, выступил баптистский проповедник Вильям Брангам, который получил чрезвычайное призвание к служению, как Павел. После своей первой евангелизации он в сопровождении примерно четырех тысяч человек направился к реке Огайо, чтобы крестить около пятисот уверовавших. В то время, когда он намеревался крестить семнадцатого человека, произошло нечто необычайное. Ясный свет пробился сквозь слой облаков и видимо для всех склонился над молодым Божьим мужем. Из этого сверхъестественного столба света проговорил мощный голос: «Как Иоанн был послан перед первым пришествием Христа, так ты посылаешься с вестью, которая предшествует второму пришествию Христа!» Это произошло 11 июня 1933 года, около 14 часов. После столь грандиозного призвания неизбежно должно было следовать чрезвычайное служение.

Здесь можно говорить о поручении спасительно-исторического значения. Вторая мировая война, в которой участвовали около пятидесяти наций, и которая потребовала свыше 50 миллионов жертв, принесла невыразимую скорбь миллионам изгнанных, оставила после себя развалины и сердечную боль. В ту пору, в мае 1946 года, еще никто не слыхал о Билли Грэме, Орале Робертсе или о ком-нибудь из евангелистов, ставших известными позже. Апостольски уполномоченное служение Брангама стало вдохновением для сотен проповедников. Хотя ни один из них не получил прямого призвания и поручения как Брангам, но и они внесли свою часть в возвещение Евангелия этому поколению. Буквально миллионы людей в миссионерских походах, по радио и телевидению слышали полное Евангелие.

С 1946 г. по 1949 г. состоялся решительный прорыв. Это первоначальное, древнее благовестие достигло масс. Общины полного Евангелия открыли свои двери и имели большой успех. Число посетителей вскоре превысило 10.000. Для евангелизации использовались самые большие стадионы, спортивные площади и ипподромы, так как в Индии и Южной Африке массы достигали 500 тысяч человек. Как охваченные волной потока, миссионеры начинали собственные миссионерские походы. В эпоху технического прогресса пробуждение распространялось как никогда прежде. Из него взяли свое начало самые различные течения. И Объединение международных предпринимателей полного Евангелия, как и харизматическое движение, ведут свое происхождение от него. Каждое из этих духовных движений имеет свою собственную форму и охватывает определенный слой слушателей. Харизматическое движение проникло в Римо-католическую церковь, а также во все прочие, не исключая свободные церкви.

Во всяком случае, сейчас речь идет о действии Духа, которое охватывает весь религиозный мир. В завершение этого действия изначальное благовествование должно занять место, принадлежащее ему по праву. Духовные опыты хороши, и дары Духа могут быть благословением; однако лишь там, где Слово проповедуется в истине и воспринимается как Божественное семя, Дух Божий действительно может воспроизвести новую жизнь. Дух, в соответствии с обетованием пророка Иоиля, изливается на всякую плоть. Его можно сравнить с дождем. Однако, если прежде в почву сердца не будет посеяно семя Слова, то нет никакой пользы даже от ливня. Люди совершенно промокают, и тем не менее, не получают от этого ничего, пребывающего постоянно. Это и есть пункт, в котором всё дело. В начале было Слово, не толкование; так должно быть и в конце. Дело в том, что люди принимают в свои души чистое Слово Бога как божественное семя. Лишь тогда Святой Дух сможет произвести божественную жизнь. Только так возрождается человек (Иоан. 3; Иак. 1:18; 1 Петр. 1:23).

Лучший пример, который мы могли бы найти, показан нам в начале Нового Завета. Четыре тысячи лет ожидали пришествия Мессии. Когда время исполнилось, Слово обетования сошло к Марии; она приняла его, поверила, и Святой Дух осенил ее. Так Слово стало плотью в образе человека. Таким же образом должны и мы принимать Слово обетования, предназначенное для нас. Лишь тогда Святой Дух может сделать его в нас реальностью. В нагорной проповеди Господь сказал: «Он (Бог) повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:45). На том же поле растут пшеница и плевелы. Оба получают тот же самый дождь и освещаются тем же солнцем. Тот самый дождь увлажняет различные семена. В Евреям 6:7-8 сделана ссылка также и на это рассуждение. Каждое семя производит плод по своему роду.

Чтобы войти в Царство Божие, недостаточно ссылаться на действия Святого Духа. В Матф. 7:21 Господь не принимает тех, которые приводили в действие большие дары, и говорит им: «Я не знаю вас». Оба слово и Дух связаны между собою. Теперь сеется слово-семя, и Дух животворит его во всех. Лишь так может возникнуть библейская община, которая готова предоставить себя руководству Святого Духа во всякую истину. Сначала должно быть преподнесено наставление, слово-семя посеяно в сердцах, и лишь затем может быть собран урожай.

Мы изложили, какие погрешности имели место в ходе истории церкви, а также доказали, что со времени Реформации духовное развитие ведет нас обратно к первоначальному христианству. Тем не менее ныне повсюду заключают компромиссы; каждый верит, во что он хочет, и не верит, во что не хочет. И при этом многие с радостью свидетельствуют, будто они приняли Святого Духа. Но ведь Святой Дух есть Дух Истины, и Он никогда не будет отождествлять Себя с перенятыми заблуждениями. Необходим полный поворот к первоначальному Слову. Сначала должно быть раскрыто в какого рода заблуждения ушло развитие, а затем может быть предпринята корректировка курса. Теперь для всего религиозного мира наступил час решения. Одни возвратятся на материнское лоно старой церкви, другие встретят исполнение обетований Слова как малое избранное стадо Христово.

Все, защищающие совокупность идей в своем благовествовании, основанных на предании и происходящих из Римской церкви, возвратятся опять к ней. Точнее говоря, духовная связь со времени Реформации не оборвана полностью. Насчитывались лишь отдельные люди, которые послушались призыва Бога, последовательно приняли библейские истины, а небиблейские вымыслы отвергли. Как мы видим, несмотря на всю самостоятельность протестантских сообществ, у них остались учения, которые не согласуются с Библией.

Со времени Второй мировой войны также стало заметно подчеркнутое стремление к единству и миру. Исторические враги становятся друзьями. Подобное же положение складывается между нациями и церквями. С одной стороны, мы имеем политическое объединение ООН — декларация об основании была подписана 50 нациями 24 октября 1945 года в Сан Франциско, с другой стороны, видим Всемирный совет церквей, который был основан в 1948 году в Амстердаме. Почти все нации, сегодня их 150, принадлежат к «Организации Объединенных Наций», и почти все христианские церкви объединены во Всемирный совет церквей. Наше внимание обращено к религиозному развитию. В 1948 году во Всемирный совет церквей объединились 135 протестантских деноминаций (религиозных обществ); в 1968 году их было уже 234; теперь их примерно 300.

Всемирный совет церквей как протестантское объединение первоначально не был признан Ватиканом. В 1960 году папа Римский Иоанн XXI основал в Риме «Секретариат по единству христиан». На Втором Ватиканском соборе 1962-1965 г.г. был опубликован декрет об экуменизме. Первый официальный контакт состоялся на конференции Всемирного совета церквей в июле 1968 года в г. Уппсала, Швеция, где 15 представителей Ватикана принимали участие в качестве наблюдателей. Затем в июне 1969 года папа Павел VI посетил главную резиденцию Всемирного совета церквей в Женеве. Папа Иоанн Павел II в 1984 году путешествовал по Швейцарии; также и он нанес визит во Всемирный совет церквей.

Несомненно, что в течение долгого времени протестанты больше не протестуют, как некоторые заметили. Кто желает сегодня еще вести духовную полемику? Даже свободные церкви, которых часто отвергали пятьдесят, сорок и даже тридцать лет тому назад, в наше время радуются общему признанию. Большинство из них стали корпорациями общественного права (официально зарегистрированными), их представители заседают за зеленым столом. Чего же недостает еще? Слово «Единство» приобрело магическое значение; слово «Мир» повсюду пишется с большой буквы; понятие «Безопасность» стало желанием всех. Так успокаиваются возбужденные умы.

Однако же Мартин Лютер и сегодня сказал бы то же, что и в то время: «Проклято единство, которое достигается в ущерб истине!» Кто един со Христом, тот един с Его Словом. Кто с антихристом одного мнения, тот объединяется с ним. Задумайтесь над словами Господа: «Сберегший душу свою потеряет ее». Час истины наступил, и каждый должен сделать выбор. Широкие массы, не осознавая того, будут с ликованием славить антихриста. Лишь малая группа истинно верующих людей останутся верными Христу и Его Слову. Последует призыв выйти из Вавилона религиозного замешательства и отделиться. Христианские объединения не примут всерьез этот клич, но примут только те из находящихся в них, которые просвещены Духом Бога.

На христианском Западе многое сложилось по-христиански. Мы, христианское общество, имеем христианские партии, профсоюзы, объединения, и имеем богатую традицию христианской культуры. Только следует спросить, не перепутали ли люди Христа с антихристом и Бога с дьяволом. Анти означает «против»; что против Христа и Его учения то принадлежит антихристу. Кто может еще сегодня различать какое действие является богослужением, и какое идолослужением; где речь идет о вере и где о суеверии?

Посвященные в Слово Божье особенно настораживаются при лозунгах «Мир и безопасность», потому что действительно написано: «Когда будут говорить ‘мир и безопасность’, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5:3). Все точно соответствует прежде предсказанному ходу событий последнего времени. Как далеко продвинулось время, знают также и политики. Так, к примеру, президент Соединенных Штатов сказал 20 января 1985 года: «Я опасаюсь, что вскоре мы будем переживать Армагеддон.» Этим подразумевается последняя большая битва (Откр. 16:12-16). Немного раньше один видный сенатор высказался следующим образом: «Мы — первое поколение, которое знает, что оно последнее.» Все, которым предстоит играть определенную роль, теперь выходят на мировую трибуну.

Настоящее поколение при своем конце будет переживать большое «чудо» — неожиданность, подобной которой прежде никогда не было и в будущем никогда не повторится. Политическая, экономическая и религиозная власть на короткое время будет предоставлена мировому властелину, который является одновременно и антихристом, и ложным пророком. Восток и Запад будут пользоваться услугами одного посредника, который впоследствии установит и освятит спокойствие и мир. Последней всемирной державой будет объединенная Европа по образцу Древнеримской империи. Библейские пророчества скоро достигнут своей высшей точки.

Страх всеобщего уничтожения господствует над обоими сторонами и вызывает вынужденные стремления к переговорам о мире и разоружении. Одновременно высокими темпами продолжается дальнейшее вооружение. Обе стороны даже отважатся и космическое пространство включить в область ведения будущих войн. Как можно заключить из средств массовой информации, 21-24 января 1985 года в Ватикане состоялась конференция о планах американского президента относительно вооружения космического пространства, на которой присутствовали также и советские ученые. Все это происходит, потому что время для этого уже пришло. Апостол во 2 Петр. 3, ссылаясь на последнее время, уже тогда писал: «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков … Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят … Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда«.

Всемирное общее и экономическое положение принуждает к кооперации. Каждый желает выжить, и поэтому все вынуждены сотрудничать. Кто не примкнет к этому последнему мировому порядку, тот будет подвержен бойкоту и исключен из международной торговли. Так исполнится тогда то, что нельзя будет ни купить, ни продать (Откр. 13:17). Несмотря на различное мировоззрение и общественный строй, все народы склонятся перед последней всемирной властью. Кто не присоединится, тот не будет иметь никакой надежды выжить. Независимо от того, осознает ли это мировая общественность или нет, совокупность событий ведет в последний апокалиптический раунд. Мы уже находимся в процессе исполнения пророчеств последнего времени. Современное развитие следует рассматривать с пророческой точки зрения, ибо знамения времени говорят ясным языком. Не будет выглядеть дерзостью, если сказать: Кто действительно знает Библию, тот знает будущее. После того, как достаточно долго вели речь люди, настало последнее время, в которое речь ведет Бог.

 

*****

ПРОДАЖЕ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Печатать, копировать и публиковать отрывками и выборочно не разрешено

Издатель: миссионер Эвальд Франк

Freie Volksmission е. V. (Свободная народная миссия)

Почтовый адрес миссии: Postfach 100707 D-47707 Krefeld GERMANY

E-mail миссии: E.Frank@freie-volksmission.de

Сайт миссии: www.freie-volksmission.de

Сайт на русском: www.v-evangelie.info

E-mail для русскоязычных: info@vevangelie.info