Как оно началось? Как оно закончится?
Каждое начало, которое совершал Бог, было прекрасным и совершенным, однако противник всегда пытался перечеркнуть Его планы и привести их к неудаче. Это началось еще на небе и продолжилось на земле. Это — великая трагедия. Бог создал все великолепным и совершенным. Однако когда-то против Него восстал Люцифер на небе. Потом он обольстил первых людей в раю. Враг Бога ничего не оставил таким, как было первоначально. От начала и поныне он лгал и обманывал, и оказывал разрушительное влияние. Нет ни одного супружества, которое бы он не потряс, ни одной семьи, в которую бы он не вмешался, ни одного человека, которого он оставил бы в покое, ни одного племени, народа, страны, где бы он не причинил беды. Еще в Израиле и позже в Церкви пытался он перечеркнуть первоначальный план Бога. Он не имел уважения ни к одному пробуждению. Он проник даже туда, где действовал Дух Божий, и позаботился причинить замешательство и раскол. Под его влиянием также и в религиозной сфере не удавалось ничего, и теперь он достигает своим мошенничеством кульминации.
Слово Божье информирует нас о том, что превратно развивалось и произошло на небе и на земле. Мы получаем разъяснение о прошедшем, понимаем настоящее и можем заглянуть в будущее. Как верно, что Бог все создал совершенным и питает только намерения любви и мира к людям, так несомненно, что враг причиняет только вред. Как верно, что Бог говорил через Слово, так же определенно, что враг извращает сказанное. Дьявол не атеист, он верит в Бога и трепещет (Иак. 2,19). В этом состоит обманчивость; он лжет и обольщает во имя Бога и по Слову, ибо он очень хорошо знает Его и Его Слово. Можно было бы просто присвоить ему титул «высшего богослова всех религий». Но он будучи в роли оппозиции издавна все истинное ставит под вопрос и заменяет извращением и ложью. Так ему постоянно удавалось сеять сомнение, запутывать людей в неверии и даже благочестивыми изречениями вводить людей в заблуждение религиозным образом.
Священное Писание говорит об естественном и духовном творении, о «первом» и о «втором Адаме» (1 Кор. 15,45-49). О завершении творения мы читаем: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал». Подобным же образом Сын Божий после совершенного Им искупления воссел одесную Величия (Ефес. 1,20 и др.) и в день Пятидесятницы исполнил Свою Церковь силою Святого Духа (Деян. 2). Она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15). Однако после славного начала уже вскоре проявилось разрушительное действие сатаны, как и прежде при первом творении.
Сначала давайте направим взор на небо, потому что там началась трагедия, и именно с Люцифером, одним из высших князей ангелов, «помазанным» носителем света, «сыном утренней зари». Он занимал положение руководителя и пользовался большим влиянием. Но вдруг произошло что-то для нас непонятное, что продолжалось и в раю, и на земле. Сначала должно быть о нем складывалось доброе мнение, ибо поскольку он был сотворен Богом, в нем не могло быть ничего злого. Зло возникло лишь после отступления от добра; тьма — через отступление от света. Своеволие повлекло за собой отступление от воли Бога. В божественной гармонии все может оставаться лишь так долго, пока оно пребывает в соответствии с волею Бога согласно установленному Им порядку. Отчасти в зашифрованных сообщениях нам предоставляется возможность бросить взгляд на происшедшее. Внезапно Люцифер больше не стал разговаривать с Богом, но повел следующий разговор с собою, который может быть передан так:
«Хочу взойти на небо…
Хочу вознести престол мой выше звезд Божьих…
Хочу поселиться на горе в сонме богов…
Хочу взойти на высоты облачные…
Хочу быть подобным Всевышнему!« (Ис. 14,12-17).
Все это были объявления о намерениях, которые исходили не от Бога, и тем вводили обособление от Него и объявление самостоятельности Люцифера. Так он стал соперником и противником Бога. Его своеволие «я хочу…» было не по воле Бога, и тем самым автоматически направлено против Него. А до этого не существовало ни зла, ни злого.
Тот, который был так близок к Богу, восстал против Него и пал. С того времени стало возможным говорить: «Гордость предшествует падению!» В это ужасное падение вождь ангелов, ставший врагом Богу, увлек часть мира ангелов. Со времени восстания на небе имеется не только совершенно добрый Бог; есть также и злой, из которого сразу исчезло все доброе, и его войско, которым он, как князь века сего, господствующий в воздухе, оказывает влияние на человечество и всегда борется против всего божественного (Ефес. 6,11-13). Это — борьба между светом и тьмой, между добром и злом, которая ведется на жизнь и смерть. Все мы в большей или меньшей мере вовлечены в эту духовную борьбу. Пока что последнее всеобщее боевое испытание против сатаны и его ангелов победоносно выдержит архангел Михаил со своим войском при восхищении искупленных: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр. 12,7-8).