Перед нами разворачивается таинственный Божий план спасения. В Быт. 1,27 Бог создал человека по Своему образу в духовном теле. В главе 2,7 Господь Бог образовал его из земли в плотском теле. В стихе 18 Бог сказал: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». После того Господь Бог создал все живые существа из земли и именно по парам, которым Адам дал названия. Затем Господь Бог огляделся кругом, нет ли среди них подходящей помощницы для Адама, но никого подходящего среди них не нашел (ст. 20). Наконец Господь Бог вынул Еву из Адама и привел ее к нему; она была плотью от его плоти и костью от его костей (ст. 21-24). Здесь заключена великая тайна, а именно в отношении Христа и Церкви (Ефес. 5,30-32). Как Ева была извлечена из Адама и приведена к нему, так и Церковь была во Христе, извлечена из Него, и будет приведена к Нему как чистая Дева (2 Кор. 11,2; Ефес. 5,27). Он есть Слово-Жених, и она есть Слово-Невеста; Он — Глава, и она — Его Тело (Кол. 1,18 и др.).
В начале творения небо и земля находились в непонятной для нас гармонии, неге и блаженстве. Небесное воинство приносило поклонение Богу на престоле. Господь посещал первых людей в саду Эдемском и имел общение с ними. Не было никакого следа горя, болезни, или смерти. Туда имел доступ также и Люцифер, как это таинственным образом описывает Иезекииль в главе 28: «…ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Эдеме, в саду Божием … ты был помазанным херувимом, чтобы осенять…» (ст. 12-15). Он был первым «помазанным», и стал противником Бога. Это имеет большое значение для нашей темы о помазанных последнего времени.
Однако вождь ангелов, ставший противником, не удовлетворился тем, что устроил катастрофу на небе. Он видел, что Бог поставил Адама, сына Своего выше всего сотворенного на земле, и это ему вовсе не нравилось. Адам и его соправительница Ева были независимыми суверенными властелинами на земле. Противник, который сам отпал от небесного порядка, и увлек первых людей на земле в непослушание, и так ‒ в своё падение. Сам будучи духовным существом, он подчинил себе наиболее выдающийся и хитрейший вид из мира животных (Быт. 3,1), который несомненно был наиболее родственен человеку, а именно «змей», который ходил вертикально и мог говорить.
Нам передана беседа, которую змей вел с Евой. Лишь вследствие проклятия (ст. 14) это животное утратило свой вид и стало пресмыкающимся. С того времени и до Откровения к врагу Бога применяют выражения «дьявол, сатана, дракон и древний змей».
На земле произошло нечто еще более ужасное, чем на небе. Херувимы и серафимы, все небесные существа, которые не поддались влиянию Люцифера, остались в Божьем порядке, а именно в сфере определенных для них заданий. А на земле однако все человечество целиком и полностью попало под владычество сатаны. Ему удалось повлиять на первых людей, чтобы они усомнились в том, что сказал Бог, именно то, что они не должны есть плодов дерева познания добра и зла. За преступление святой заповеди Бога следовала смерть. Сатана говорил: «У вас откроются глаза, вы будете мудры, вы будете как Бог». Враг утверждал: «Вы несомненно не умрете…» — это полная противоположность тому, что сказал Господь Бог. Сначала сатана взял в свою власть мир животных тем, что подчинил себе змея; затем под его влияние попала Ева. Он подверг сомнению Божие Слово, извратил высказывание «От всех деревьев ты можешь есть…» в другое: «…не можешь есть» [сравни гл. 2,16 с гл. 3,1], и придал сказанному извращенный смысл. Враг изначально не отходил от библейских тем, но не придерживался первоначальной истины; он не отрицает Слова, но он каждый раз переворачивает смысл сказанного, запутывает в бесконечных аргументах, и этим подрывает достоверность Слова Божьего.
Дело не кончилось тем, что плод был съеден — на этом оно началось. Оно не остановилось на похоти очей, оно ведет к похоти плоти всегда, даже и поныне. Сатана не только запутал Еву в аргументах, он действительно обольстил ее и именно прежде, чем состоялось размножение таким, какое подразумевал Бог, когда Он сказал человеку: «Плодитесь и размножайтесь…!» Всем известно, что это означает, если женщина обольщена. Также знают все, что имеется в виду, если говорят: «Он впал в грех…». Писание говорит: «Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею…» (Исх. 22,16). После того, как змей обольстил Еву, она отдалась Адаму, который до этого еще не познавал ее. Змей оставил после себя семя, что значит потомство. Каин был его природным потомком, тогда как Авель был потомком Адама. После того, как произошло описанное в Быт. 3 гл., в 4,1-2 написано: «Адам познал свою жену Еву… и она родила сына Каина… и она продолжала и родила еще раз его брата Авеля». На свет явились два сына, коренно различных. Главу 3 и первую часть главы 4 следует читать как взаимосвязанные. В свитках Писания еще не было подразделения на стихи и главы.
Непостижимо для нас, что это произошло в тот же самый день, а именно прежде, чем Господь Бог в вечерней прохладе пришел в сад. Люди спрятались от Него, и Бог позвал: «Адам, где ты?» Адам и Ева сразу же после того прикрыли стыд своей наготы передниками из листьев смоковницы. Господь Бог сделал из происшедшего последовательные выводы, и наложил наказание на соответствующее место (здесь лежит оно еще и сегодня) тем, что Он сказал Еве: «… в болезни будешь рождать детей…». Ни одна женщина также и первая не получала детей от того, что съела плод. В законодательстве не без основания Господь Бог дал строгое постановление: «И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться перед скотом для совокупления с ним. Это гнусно» (Лев. 18:23). ОН даже сказал: «Проклят, кто ляжет с каким‐либо скотом!» И весь народ скажет: «аминь» (Втор. 27:21).
Преступление и грехопадение произошло потому, что Адам склонился под влияние Евы. Поэтому упрек к нему звучит так: «…за то, что ты послушал голоса жены твоей…» (Быт. 3,17). На Адама легло главное обвинение, потому что он преступил ему данную заповедь Бога, и поэтому написано: «Как в Адаме все умирают…» (1 Кор. 15,22). С этого момента начался ход истории спасения и неспасения человечества. С этого момента общение людей с Богом было разрушено. Удаленная от Бога первая пара должна была покинуть рай. Но одновременно с этим Бог дал и обещание спасения через семя жены (Быт. 3,15).
Когда Бог заключал завет с Авраамом, Он потребовал обрезания мужского члена. Не подразумевалось ли этим напоминание о «нарушении слова заповеди» в грехопадении? «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами, и между потомками твоими после тебя; да будет у вас обрезан весь мужеский пол!» (Быт. 17,10). Обрезание на теле Бог объявил знаком завета: «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным! Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой!” (Быт. 17,13-14). Обрезание было так важно для Бога, что Он напал на Моисея и хотел его умертвить, потому что он не обрезал своего сына (Исх. 4,24-26). При Иисусе Навине Бог установил обрезание также для всех рожденных после выхода из Египта (гл. 5). Также и Спаситель был обрезан в восьмой день, и этим подчинился Божьему требованию (Лук. 2,21-24). В Библии каждое постановление имеет свое значение и свой смысл.
Павел, Богом наученный апостол и учитель, по отношению к Аврааму и обрезанию пишет: «И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность…» (Рим. 4,11).
В Новом Завете после исправления грехопадения для нас больше нет заповеди телесного обрезания. Теперь должна быть обрезана крайняя плоть нашего сердца. Христос умер за обрезанных и необрезанных. Теперь имеет силу то, что пишет Павел: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5,6). «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2,11-12).
Дерево жизни стояло посреди сада, и дерево познания было прямо рядом с ним. Послушание и непослушание, жизнь и смерть очень близко друг от друга, но взаимно исключают друг друга. Отсутствие жизни есть смерть, и отсутствие света есть тьма. Отсутствие веры есть неверие, и отсутствие послушания есть непослушание.