Теперь мы переходим к вопросу, почему Иисус назвал Иоанна также Илией, несмотря на то, что сам Иоанн ответил на это ясным «нет» и свой ответ обосновал библейски. Здесь опять мы имеем типичный характер предсказаний из Ветхого Завета; часто дела, исполнение которых удалено на две тысячи лет друг от друга, описаны рядом даже в одном стихе. Почти во всех обетованиях в одном и том же контексте называются события, относящиеся к Первому и ко Второму пришествию Христа.
Когда рождение Иоанна Крестителя ангел Гавриил возвестил его отцу Захарии, он также сослался на первую часть обетования об Илии из Мал. 4,5-6: «…и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям…» (Лук. 1,16-18). Имея в виду это, Иисус сказал в Матф. 11,14: «…он есть Илия, которому должно прийти». А вторую часть «… и сердца детей к отцам их…» ангел Гавриил не упомянул, потому что оно находит свое исполнение только теперь. Бог различными способами говорил через пророков к отцам (Евр. 1:1). Теперь пришло время сердца ветхозаветных отцов обратить к новозаветным детям. Так учил об этом Павел: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их…» (Деян. 13,32-33). Кто считает, что обетование в Мал. 4,5-6 должно быть принято дословно, как это имеет место теперь в определенных кругах харизматического движения, и проводит семейную политику с тем, чтобы примирить отцов с их сыновьями и сыновей с их отцами, таковые даже не осознали важность этого пророчества, которое напрямую относится к истории спасения и связано с последним служением перед возвращением Христа.
Следующие примеры должны показать, что библейские пророчества недопустимо толковать произвольно, но они должны быть познаны в их взаимозависимостях в истории спасения и упорядочены в соответствии с их исполнением.
Исайя 35,1-7 описывает подробности, происшедшие при первом пришествии Господа, а также и такие, которые исполнятся при Его Втором пришествии. В стихе 4 сказано: «Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь! Вот Бог ваш! Придет отмщение, воздаяние Божие. Он придет и спасет вас». Господь Бог пришел Сам, принес нам спасение, и как возвещено в стихах 5 и 6, слепые стали видящими, глухие слышащими, хромые ходили и немые говорили. Вторая часть об отмщении и воздаянии, о чем написано в том же самом стихе, еще предстоит, и поэтому всегда еще остается в будущем.
В Исайи 61 говорится в одном единственном стихе о Помазаннике Божьем, что Он провозгласит лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего. Согласно Луки 4 гл., Господь Иисус прочитал в синагоге эти стихи из пророка Исайи, но остановился посреди стиха на словах: «…лето Господне благоприятное» (Лук. 4,19) и возвратил свиток. Вторую часть стиха о дне отмщения, которая лежит еще в будущем, Он не прочитал, ибо иначе Он не мог бы сказать: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (ст. 21).
В книге Иоиля 3 гл. мы находим обетование об излиянии Святого Духа во время благодати, и в том же самом предложении речь идет о великом и страшном дне Господа. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь…» (ст. 32). Апостол Петр цитировал в своей проповеди на день Пятидесятницы: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2,21). Также и он остановился на середине стиха, потому что вторая часть, которая относится ко спасению в Иерусалиме и на горе Сион, приходится не на время благодати для наций, но относится ко времени для Израиля (Деян. 15,13-15; Рим. 11,25-29 и др.).
Пророки Ветхого Завета изрекли под вдохновением Святого Духа, что должно произойти согласно Божьего плана спасения. Как мы видим, правильное разумение и истолкование этого плана было предоставлено служителям Нового Завета, которым дано «правильно истолковывать» его. Никогда не позволительно трактовать библейские пророчества, но их следует рассматривать в их исполнении и соотносить соответствующим образом.
Заданием предтечи было перебросить мост из Ветхого в Новый Завет и исполнить первую часть обетования об Илии. Когда Господь Иисус с тремя учениками отправился на гору Преображения, там явились им также Моисей и Илия (Матф. 17,1-12; Марк. 9,2-13; Лук. 9,28-36). Несмотря на то, что присутствовали оба великих пророка, впоследствии ученики спрашивали только об одном из них, а именно об Илии (Матф. 17,10). Для чего это было? Для того, чтобы мы получили ответ из уст Самого Господа. «Иисус сказал им в ответ: Правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё» (ст. 11). [Досл. перевод с нем. Библии: «Правда, Илия придёт и приведет всё в должное состояние». — Прим. перев.]. Это недвусмысленно относится к будущему времени. Что же касается Иоанна Крестителя, Господь сказал: «Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели…» (ст. 12).
Сердца детей Божьих теперь должны быть возвращены к вере отцов, к началу. Не к каким-либо отцам церкви, и не к частному семейному примирению, но к нашим апостольским отцам веры во Христа — в учении и на практике. В то время наш Господь Сам дал им ответ, теперь Он дает его нам. Не имеют никакого значения ни аргументы, ни разумные доводы, но то, что сказал наш Господь и что написано. Теперь действительно дело заключается в том, что всё должно быть приведено в первоначальное состояние в соответствии с планом спасения. Это есть обетование Христовой Церкви перед Вторым пришествием Иисуса Христа и веление часа. Так это написано, и так происходит.
Теперь, перед Вторым пришествием Христа, всё должно быть снова упорядочено согласно Писанию посредством пророческого служения. Теперь Бог совершает историю спасения; и обетование послать Илию, которое Он дал, стало «Да» и «Аминь» и нашло свое исполнение. Однако, как в то время они с Иоанном поступили с ним, как хотели. Благо тем, которые действительно верят Богу именно «как говорит Писание», ибо только им дается откровение. Кто не верит тому, что сказал и обещал Бог, к тому Он не может даже и говорить. У кого мысли не направлены к Богу, тот говорит и проповедует не касаясь Его и близко. Согласно тому, что Господь сказал в Марка 12,29-30, мы должны любить Бога также и в наших мыслях. Кто действительно верит тому, что сказал Бог, тот соответственно и мыслит.
Перед Вторым пришествием Иисуса Христа Бог хочет в Своей Церкви все восстановить и привести в первоначальное состояние. Это «Так говорит Господь». Ибо о нашем Спасителе говорится так: «КОТОРОГО небо должно было принять до времени совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3,21). В стихе 20 нам говорится: «Да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа». Теперь совершенно ясно: сначала происходит восстановление и отрада, а затем опять приходит Иисус. Аминь! Да будет так! Это есть возвещение всей воли Бога в наше время (Деян. 20,27). Это есть объяснение великой тайны о Христе и Церкви (Ефес. 3,1). Многие говорят о последнем времени и о Втором пришествии, однако без веры в это обетование и без действительного ожидания и участия в этом восстановлении им предстоит величайшее разочарование. Это одно из важнейших обетований, которое теперь находит свое исполнение в Церкви. В Ис. 28,11 написано: «За то лепечущими устами и на чужом языке буду будут говорить к этому народу…» В стихе 12 сказано: «Им говорили: «вот — покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение!» Но они не хотели слушать». Павел, ссылаясь на это место, упомянул лишь говорение на иных языках (1 Кор. 14,21), что исполняется еще со дня Пятидесятницы и поныне. Вторую часть, духовное оживление, Петр в пророческом прозрении привел во взаимосвязь с восстановлением непосредственно перед пришествием Иисуса Христа (Деян. 3,20-21). Это исполняется теперь. Блаженны все, имеющие участие в нем! Последнее духовное наставление и оживление должно идти рука об руку с полным восстановлением всего в Церкви. Слово Божье всегда совершенно, его следует только правильно соотнести с событиями.