Все, что Бог обещал Своей церкви в Своем Слове — это обетования; если же Он говорит о других делах, которые должны произойти, например, войны, землетрясения, природные катастрофы различного рода, то — это предсказания. Истинный пророк в духе Илии был нам обещан; ложные пророки и ложные христы были предвозвещены. Теперь мы живем в конце времени благодати и имеем право, и даже обязаны узнать, что Бог обещал, и что Он делает.
Давайте рассмотрим оба обетования, которые приводятся в связи с первым и вторым пришествием Христа: Мал. 3,1 исполнилось в служении Иоанна Крестителя. Сам Господь Иисус очень четко сказал об этом: «Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка! Ибо он тот, о котором написано: «Се, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою»« (Матф. 11,9-10). А второе обетование такое: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного…» (Мал. 4,5). После того, как Иоанн закончил свое служение, Господь Иисус подтвердил пророчество из Малахии 4,5-6 в Марк. 9,12 и Матф. 17,11: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все», которое помещено в будущем времени.
Иоанн вступил на служение, когда начался день спасения. Последний пророк вступает на служение прежде, чем день спасения придет к концу, прежде чем померкнет солнце, и луна превратится в кровь (Иоиль. 2,31; Деян. 2,20), и наступит страшный день (Ис. 13,6-16; Иоиль 3; Соф. 1,14-18; Деян. 2,19-21; 1 Фес. 5,2; 2 Петр. 3,10; Откр. 6,12-17). Это ‒ чистая правда в соответствии с «Так говорит Господь» в Его Слове.
Каждый, кто едва лишь осведомлен о Божьем плане спасения, будет знать, что время благодати — это «день спасения», как возвещено в Ветхом Завете (Ис. 42,6; Ис. 49,6-8). Это день, который сотворил Господь (Пс. 117,24); день, который увидел Авраам и возрадовался (Иоан. 8, 5 б). «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Иоан. 14,20).
Об Иоанне Крестителе написано: «Был человек, посланный от Бога … Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него» (Иоан. 1,6-7). Все должны были прийти к истинной вере не через многочисленное количество евангелистов, но через служение и весть одного мужа, которого послал Бог согласно обетованию. Так было во все времена. Так оно и теперь. Бог не меняет ни Своего Слова, ни рода Своего действия.
В Евангелии от Иоанна 1, стих 19 сообщается, что к Иоанну Крестителю пришли посланные, чтобы спросить у него самого, кто он. «Он объявил и не отрекся, и объявил что я не Христос. И спросили его: «Что же? Ты Илия?» Он сказал: «Нет». «Пророк?» Он отвечал: «Нет». Сказали ему: «Кто же ты? Чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?» Он сказал: «Я глас вопиющего в пустыне: ‘исправьте путь Господу!’ Как сказал пророк Исайя». А посланные были из фарисеев, и они спросили его: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?» (ст. 20-25). Итак, он не был ни Илией, ни Христом, ни пророком в соответствии с Втор. 18,15-19. Этим самым вопрос об Илии был отвечен так же ясно и понятно, как и вопрос о том, был ли он Христом или тем пророком. Поскольку его служение имело значение в истории спасения, он знал места, которые относятся к нему.